Конспект урока по русскому языку на тему Единственное и множественное число глаголов 2 класс


Тема: Единственное и множественное число глаголов
Проблема: Как глаголы, изменяясь по числам, образуют пары? Что при этом меняется?
Цели урока:
Формировать понятие о глаголе, его грамматических признаках, умение распознавать глагол по обобщенному лексическому значению и по вопросам, правильно употреблять в речи, определять число, изменять по числам.
Предметные результаты
распознавать глагол и существительное по обобщенному лексическому значению и по вопросам;
определять грамматические признаки глагола и существительного;
изменять глаголы по числам;
определять число глагола;
на письме обозначать непроверяемую безударную гласную в словарных словах;
составлять предложение;
сопоставлять глагол с именем существительным по числам.
Регулятивные УУД
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
планировать последовательные действия,
прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности, делать выводы,
вносить коррективы.
Познавательные УУД
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
проводить аналогию и на её основе строить выводы;
строить рассуждения
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей,
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
допускать существование различных точек зрения;
использовать в общении правила вежливости;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы .Личностные результаты
формировать интерес к учебной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока
1 Тема урока
Тема урока «Единственное и множественное число глаголов». (слайд)
Что узнаем? Чему мы научимся на уроке? (Различать единственное и множественное число у глагола, изменять форму глагола, определять число глагола).
2 Письменная работа упр.128
Пишем в тетради число, классная работа. Упр.128. Читаем текст.
Что обозначает слово мокнуть? Посмотрим по словарю на с. 136. Мокнуть – под действием влаги становиться мокрым, сырым.
Почему в одних предложениях употреблен глагол мокнут, а в другом – мокнет? (Действия одного предмета обозначает глагол мокнет, действия нескольких предметов обозначает глагол мокнут).
В каком числе употреблен глагол мокнут? (Во множественном). Глагол мокнет? (В единственном).
Спишите первую строчку 1 ряд, вторую – 2 ряд, третью – третий ряд, четвертую – четвертый ряд.
Давайте подумаем, как отличить у глагола единственное число от множественного? (По лексическому признаку: в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие 2 и более предметов). (Можно подставить слова-помощники: он, она, оно, они).
3 Правило на с.74.
Прочитайте правило на с.74. Ответьте на вопросы:
Что обозначает глагол в единственном числе? (Действие одного предмета).
Что обозначает глагол во множественном числе? (Действие 2 и более предметов).
Какой общий признак имеют глагол и существительное, связанное с ним по смыслу? (Стоят в том же числе).
4 Работа в группах.
На столе карточки с заданиями. Вы должны выполнить задания, которые на этой карточке записаны, в группе.
1 Запиши одним словом, кто изображен на картинке. ___________.
2 Подбери и запиши к слову подходящее действие. ____________.
3 Определи и запиши, в каком числе записаны слова. ____________.
4 Измени форму существительного и глагола и запиши полученное предложение.
___________ ________________
Воробьи Вороны Коровы Петуи Собаки Сороки
Слова для справок: чирикают, каркают, мычат, кукарекают, лают, стрекочут.
Проверяем.
Воробей чирикает. Ворона каркает. Лягушка квакает. Корова мычит. Петух кукарекает. Собака лает. Сорока стрекочет. (слайды)
Скажите, какие слова повторяли? (Словарные). Как называется буква, которая встречается в них? (Безударная гласная). Какая безударная? (Непроверяемая).
Физминутка
Давайте отдохнем. (слайд)
5 Самостоятельная письменная работа упр.129.
По образцу выполните упр. 129. Что нужно сделать?
Подчеркните в словах ту часть, которая указывает на то, что форма глагола изменилась?
6 Правило на с.75.
Прочитайте правило на с.75. Как изменяются глаголы? (По числам).
Что меняется у глаголов при изменении числа? (Форма). Что такое форма? (Окончание).
7 Соревнования парные. По 1 паре к доске. На карточках окончания глаголов. Нужно определить, к какому числу они относятся? Один будет прикреплять окончания единственного числа глаголов, другой - множественного (-ет, -ют, -а, -и, -ят, -ит).
Итоги, рефлексия
Что вы узнали на уроке?
Поблагодарите друг друга за работу.
Нарисуйте картинку в тетради. (слайд)