Конспект открытого урока по русскому языку Единственное и множественное число имени существительного.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: русский язык
Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Разработала: Гаврилюк Ю.И.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель:  создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности. расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия:
- мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формирование социальной роли ученика.
Регулятивные действия: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные действия: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные действия: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.










Этап урока
Действия учителя

 
1.      Организационный момент (1-2 минуты)
 



2.  Актуализация знаний
(4-5 минут)
Минтутка чистописания
пальчиковая гимнастика







2) Словарная работа
 
 











































3
 
 







.      Постановка учебной задачи (4-5 минут)

4.      «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(7-8 минут)
 



























Работа с учебником.
















Микроитог:



Физкультминутка



5.      Первичное закрепление
(4-5 минут)
 








6.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(4-5 минут)
 











7.      Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)
 








































8.      Рефлексия деятельности.
 
9.      (Итог урока 2-3 минуты)
 
 







Домашнее задание
-Прозвенел звонок, начинается урок.
-Садитесь, ребята.   Проверьте готовность к уроку. На столах должен быть учебник, тетрадь, пенал и рабочий лист.
Слайд 1
-«Мудрым никто не родился, а научился»   
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Мудрым человек становится если учится.)

- Перед тем, как начать писать, разомнём пальчики, показывая капель.
Кап, кап, кап – звенит капель. 
Приближается апрель. 
(Ритмично, на каждый слог, стучат подушечками пальцев, начиная с большого, по столу.)
Слайд
Капель- падение капель оттаявшего во время оттепели снега с крыш и деревьев.
Слайд
А теперь проследите за своей посадкой. Спинка прямая, ножки вместе, открываем тетради, две строчки вниз, отступаем от начала строки примерно два пальчика, записываем число, классная работа.

Пропишем чередуя следующие буквосочетания:
со су ся
В каких буквосочетаниях буква «эс» даёт твёрдый звук «С»,мягкий..?
Слайд 2
Мы отравляемся в страну знаний. И первый город, в который мы отправимся называется «Словарные слова».
С новой строки записали слово –словарь:
Ваша задача отгадать словарное слово по его лексическому значению.
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров – автобус
Население определенной страны или государства – народ
Человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе- космонавт
Тонкий слой кристалликов льда, покрывающий поверхность разных предметов при их резком охлаждении- иней
Чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение – радость
Словарь: автобус, народ, космонавт, иней, радость.
-К какой части речи относятся словарные слова?
(К имени существительному)
- Что такое имя существительное? – это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?
Слайд
Обратите внимание на следующий слайд.
Давайте прочитаем слова, представленные на слайде.
-Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?
-Верно, составьте из слов предложение и запишите его.
Слайд
Зимой все деревья покрываются белоснежным инеем.
-Подчеркнём грамматическую основу.
-Какое словосочетание можно составить с подлежащим?
(все деревья)
-Какое словосочетание можно составить со сказуемым?
(покрываются зимой)
-Какое словосочетание можно составить с второстепенными членами предложения? (белоснежным инеем)
Слайд 4
Хорошо, мы попадаем в следующий город, который называется «Синонимы».
- Какие слова мы называем синонимами? Слова близкие по значению называются синонимами.
Подберите синонимы к следующим словам. (Замени слова близким по значению).
Приятель – друг
Солдат – боец
Шагать –идти
Противник – враг
Работа – труд

Назовите лишнюю пару. Шагать –идти
-А теперь посмотрите внимательно на пары слов и найдите еще одну лишнюю пару. А для этого вспомните по какому признаку делятся имена существительные.
-Слова, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных называются одушевлёнными.
-Слова, которые отвечают на вопрос что? И не обозначают людей и животных называются неодушевлёнными.
Лишняя пара - работа-труд
-Молодцы. Мы переходим в следующий город, который называется Орфография
Слайд 5
Перед вами текст, в котором допущены ошибки. Ваша задача внимательно прочитать текст, исправить ошибки и назвать орфограмму, на которую они допущены.
Я живу в городе саратове, на улице зелёной, в седьмом доме. Река волга недалеко от дома моей бабушки иры.
Орфограмма- Заглавная буква в именах собственных.
Собственные имена существительные это- имена, отчества, фамилии людей, географические названия. Пишутся с заглавной буквы.
Нарицательные имена существительные это- несобственные имена существительные. Они могут называть любой предмет, явление, свойства. Пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Название следующего города вы найдете на своих рабочих листах.
Слайд 6
Город новых знаний

-Ребята, как вы думаете с какой ране изученной темой могут быть связаны новые знания?
-А может быть мы узнаем что-то новое об Имени существительном?
-Прочитайте слова, которые вы видите на слайде.

весна
травка
ручеёк
подснежник
Что общего между этими словами?
- Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные.
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения
в той форме, в которой вам даны.
Слайд
Пришла ранняя весна. Зеленеет молодая травка. Журчат весёлые ручейки. Распустились подснежники.
-Все ли у вас получается? Какие возникли затруднения?
-Все ли имена существительные можно вставить в той форме, которая вам предложена?
-Какие имена существительные мы можем вставить в предложение в той форме, в которой даны? -весна, травка.
-Сколько предметов обозначает каждое из этих слов?- один
-Почему оставшиеся формы существительных мы не можем вставить в предложения ?
- Мы не можем использовать существительные ручеёк и подснежник в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.
- Как нужно поступить?
- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: ручейки, подснежники.

-Итак, что нового мы узнали о существительном на примере этого текста?
-Имя существительное может обозначать один или несколько предметов.
Слайд 7
А теперь внимательно меня послушайте.
Имена существительные употребляются в единственном числе, если они называют один предмет, и во множественном числе, если они называют несколько предметов.
Обратите внимание на обозначение единственного и множественного числа.

Итак, откройте учебники на стр. 61. Кто догадался как будет звучать тема нашего урока?
Тема: Единственное и множественное число имён существительных.
Все показали пальчиком упражнение № 104. Его мы сделаем устно.
-Прочитайте слова про себя.
-Что общего у этих словах? -сущ, неодуш., нариц.
-Тогда почему автор распределил эти слова в две рамочки?
-Тогда докажите мне, составив пары слов, что одно и тоже существительное, может иметь форму единственного и множественного числа.
-Может быть кто-то приведёт свои примеры?
-Молодцы.
-Мы только что доказали, что имена существительные изменяются по числам.
-Что это значит? -Это значит, что слово имеет форму как единственного числа, так и множественного.

-Мудрая сова указывает нам на правило. Давайте прочитаем его.
----------------правило-------------
-Давайте подведём итог.
-Мы узнали, что:
Слайд 8
Имена существительные могут обозначать __________предмет или_________ предметов.
Имя существительное может иметь форму _________ числа или __________________ числа.

- аудио




-А теперь я послушаю, кто тише сядет. Садятся все девочки. Садятся все мальчики. Молодцы. А теперь я посмотрю, у кого правильная посадка. Я вижу, что вы готовы работать дальше.
Обратите внимание на следующий слайд.
Слайд 8 (Задание 2)
Прочитайте, поставьте существительные в форму множественного числа. Запишите.
Ворона-______________
Утюг-________________
Еж-________________
Дневник-___________________

-Что меняется у существительных, когда вы употребляете его в ед. ч. И во мн.ч.
-Проверим.

Молодцы, следующее задание мы будем выполнять на MacBook. Компьютер это техника, а поэтому с ней мы обращаемся очень аккуратно.

Ваша задача найти на рабочем столе черепашку, которая названа сегодняшним числом. (17 марта) и открыть его.

Прочитайте имена существительные. Определите в каком числе они стоят. Распределите слова в два столбика.
Муравей, лес, муха, слоны, день, жуки, кошка, столы, яблоко.

ед.ч.
мн.ч.






-Существительные в форме единственного числа, которые называют один предмет это.
-Существительные в форме множественного числа, которые называют несколько предметов это.


-А теперь познакомимся с употреблением некоторых имён существительных во множественном числе.
Говорите правильно:
Нет сапог, ботинок, валенок.
Пара сапог, ботинок, валенок.
Много мест, дел, солдат, яблок.
Но:
Нет носков, пара носков.
Много килограммов
апельсинов, мандаринов, помидоров.
Слайд
-Возвращаемся к рабочим листам. Задание 3. Прочитайте следующее задание.
Запишите предложения, добавляя буквы, где это необходимо.
В магазине купили пару нос_____. носков
У Тани много дел_____.
В автобусе нет свободных мест_______.
На рынке много помидор_______ и яблок______. помидоров
На параде много солдат_____ .
Слайд
Ребята, а сейчас мы познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.
Говорите правильно:
Директор-директора
Шофёр-шофёры
Торт-торты
-Откройте учебник на стр.133
Слайд
-Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или к словарю ударений русского языка.
(орфос-правильный, эпос-речь)

-Ребята, в русском языке встречаются необычные существительные, в чём их секрет, давайте узнаем.
Слайд

-Рассмотрите картинки, назовите предметы.
-Молоко, мука, мёд, листва.
-Поставьте данные существительные в форму множественного числа.
-Что вы заметили?
-У этих существительных нет формы множественного числа.
Значит в каком числе употреблены данные существительные?
-в ед.ч.
Слайд
Рассмотрим другой пример.
Назовите предметы.
-Шахматы, очки, часы, санки, ножницы.
-Поставьте в форму единственного числа.
-Можно ли эти существительные поставить в форму единственного числа?
-Нет.
-Я открою вам еще небольшой секрет. Если существительное можно заменить словом –они-, значит это существительное употреблено в форме множественного числа.

-Какой мы можем сделать вывод?
-У некоторых существительных нет форм единственного числа или форм множественного числа. С этими существительными вы познакомитесь поближе в старших классах.

Ну а мы с вами сейчас подведем итог нашего урока по стране знаний.

1) На этом уроке мы с вами узнали, что существительные изменяются по числам.
2) Существует две формы числа- единственная и множественная.
3) У некоторых существительных нет форм единственного числа или форм множественного числа.


У вас на столах лежат солнышки и тучки. Я попрошу поднять солнышко тех ребят, кому материал сегодняшнего урока понятен, и они довольны своей работой.
Тучку прошу поднять тех ребят, кто не совсем понял материал.
У кого есть вопрос, прошу на рабочем листе в рамочке написать его.
На следующем уроке, я обязательно отвечу на все ваши вопросы.

Открываем дневники. Дома вам нужно выучить правило в новой памятке, которую я вам раздам. + Д.м. стр.61 №7, + 5 словарных слов.
-Дима раздаёт памятки.
-Ахиллес собирает у всех рабочие листы.
-Спасибо, ребята за работу, вы молодцы.
-Спасибо нашим гостям, мы будем рады вновь вас увидеть.