Урок географии по теме: Зона полупустынь и пустынь


Урок географии 7класс
Тема: «Зона полупустынь и пустынь»
Цель:
Создать условия для закрепления знаний о самых жарких областях нашей страны; изучить растительный и животный мир полупустынь и пустынь, их приспособленность к жизни в условиях окружающей среды. Развивать познавательную активность, ориентирование по карте, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы, выражать свои мысли связным рассказом. Работать над воспитанием культуры речи, ответственного отношения к подготовке домашнего задания.
Оборудование: карта природных зон, карта России, учебник, презентация, приложение, карточки-задания, печатный текст.
Новые термины: саксаул, колючелистник, солянка Рихтера
Ход урока.
I.Организация урока.
II.Повторение пройденного материала. Что было задано на дом? Работа по карточкам .(3учен.) Беседа с классом: 1. Какую природную зону мы изучаем? 2.Что представляет собой пустыня? Слайд .Карта «Природные зоны» Задание: 1.Показать на карте , где размещается зона полупустынь и пустынь России? 2.Какие области расположены в зоне полупустынь и пустынь? Слайд «Пустыни» Какие бывают пустыни?
песчаные каменистые
Пустыни
солончаковые глинистые
Слайд. « Географическая путаница» Задание: Найди ошибки. Полупустыни и пустыни –самые жаркие области нашей страны. Через пустыни протекают реки: Урал, Дон, Днепр, Волга и Ахтуба. В полупустынях и пустынях находятся месторождения золота, алмазов , каменного угля, газа, поваренной соли, нефти. Барханы – центр размещения населения.
Задание: дать описание климата полупустынь и пустынь.
Климат полупустынь и пустынь резко континентальный. Это значит сухой с большими колебаниями температур – лето жаркое, днём +50градусов, а ночью прохладно (5-6месяцев),зима непродолжительная (2-3)месяца, но холодная,30градусов ниже нуля, с сильными ветрами и метелями.
Учитель: Итак , мы с вами вспомнили, где находятся пустыни и полупустыни на территории России, особенности климата, характерные для данной природной зоны.
Работа с календарём погоды.
Учитель: Узнав прогноз погоды, мы снова отправляемся в путь, но не отдыхать . А растения и животных пустыни изучать.
III.Изучение нового материала.
Слайд. Тема урока: «Растительный и животный мир полупустынь и пустынь»
Учитель: Пустыня – это солнце и тепло .Пустыня – это дефицит влаги. Почему так жарко и сухо? Испарение во много раз превышает количество выпадения осадков. Растительность не образуют сплошного покрова, как в степи. Как же приспособились растения к жизни в таких условиях? В пустыне растут растения, которые могут переносить длительную засуху. Для того ,чтобы находить влагу и питательные вещества, у растений развились длинные корни, уходящие на несколько метров в глубину.
Слайд « Корневая система растений пустыни»
Посмотрите на какую глубину уходят корни у растений. У этого злака на 14м в глубину и на 6м в стороны. А для уменьшения испарения, у многих растений листья превратились в колючки, чешуйки или стали длинные и тонкие, как хвоинки.
Слайд « Приспособления растений к жизни в условиях пустыни.»
1.Длинные корни.
2.Листья превратились в колючки, чешуйки, хвоинки.
Слайд « Пустыня весной». Как только растает снег, на очень короткое время , пустыня весной зеленеет от травы .Она весной похожа на цветущий луг. Но зеленеет она не долго. К концу апреля – середине мая у большинства растений уже созревают семена, а растения под жаркими лучами солнца быстро вянут и выгорают. Из зелёной эта природная зона превращается в жёлтую. Летом остаются типичные горькие, колючие растения- верблюжья колючка, полынь. На засоленных почвах растут солянки. Типичные растения полупустынь- песчаная акация и колючелистник.
Слайд: Верблюжья колючка. Колючелистник. Полынь. Солянка.
Слайд Саксаул- дерево пустыни. В лесу из саксаула нет тени, светло. Почему? Потому что у него листья превратились в колючки.
Работа с текстом учебника на стр.136. Найдите описание саксаула. Саксаул и другие растения пустынь, благодаря своим длинным корням закрепляют пески. Ребята, сравните растительный мир степей и полупустынь и сделайте вывод: многочисленны ли растения полупустынь и пустынь?
Какие животные пустынь вам знакомы? Животный мир полупустынь и пустынь по своему разнообразен. Больше всего здесь грызунов и пресмыкающихся. Здесь много черепах, змей.
Слайды: Кобра. Гадюка. Песчаная ящерица. Варан. Вараны- это большие ящерицы, длиной до 1,5м. Они питаются грызунами, их яйцами, небольшими ящерицами и даже жуками. Как же выживают эти животные в условиях пустыни? Оказывается , они тоже приспособились к условиям окружающей среды. Как вы думаете?Слайд «Приспособления животных к жизни в пустыне»
Они не требовательны к пище.
Окраска их под цвет песка.
Одни животные зарываются в песок, другие прячутся в норы.
Учитель: Много беспокойства и неприятностей причиняют жителям пустынь и животным опасные ядовитые насекомые скорпионы и пауки- фаланги. Водятся в пустынях и полупустынях так же тушканчики. У них длинный хвост с кисточкой на конце, длинные уши, высокие лапки, которыми он отталкивается. Днём он спит, а ночью выходит в поисках пищи. Если наступает сильная жара и засуха, то тушканчик впадает в спячку.
Слайд «Сайгаки» Рассказ- сообщение о сайгаках делает ученица.
Учитель: Раньше сайгаки жили в степях, степи сейчас распаханы в основном, поэтому они откочевали в пустыни в поисках новых пастбищ. Из-за неконтролируемой охоты этих животных осталось мало, и в настоящее время они находятся на грани исчезновения. Сайгаки охраняются государством и охота на них запрещена.
Слайд «Верблюд» Сообщение обучающегося.
Верблюды круглый год питаются скудными травами, колючками, которые ни одно другое животное есть не может. Верблюд – это выносливое животное, имеет свои приспособления для жизни в пустыне: 1.Несколько дней может обходиться без воды. 2.Они круглый год могут жить под открытым небом , не страдая ни от жары, ни от холода. Длинная густая шерсть зимой защищает животное от холода, а летом от палящего солнца. Верблюд – ценное животное. Ежегодно со взрослого верблюда снимают до 12кг шерсти, можно получить до 250кг мяса, 8-10кг сала. Шкура верблюда представляет собой большую ценность; из неё изготавливают прочную кожу для обуви. Из верблюжьей шерсти изготавливают верблюжьи одеяла очень тёплые и лёгкие. Верблюда называют караваном пустыни, он легко перевозит груз по бездорожью в любую погоду. Верблюд может перемещаться до 5 км в час, за сутки может пройти до 100км.
IV.Первичное закрепление нового материала.
Печатный текст «Зона полупустынь и пустынь» на столах обучаемых. Задание: закончить предложения ,вставив пропущенные слова в тексте.
В зоне полупустынь и пустынь растут типичные для них растения: солянка, полынь, верблюжья колючка, песчаная акация, колючелистник, саксаул. Для того, чтобы находить влагу и питательные вещества, у растений развились длинные корни. У многих растений для уменьшения испарения воды, листья превратились в колючки, чешуйки. Животные полупустынь и пустынь приспособились к жаркому климату: 1.они могут обходиться без воды и еды 2.имеют защитную окраску тела; 3.прячутся от жары, зарываясь в песок;
V.Задание на дом: изучить учебный материал на стр. 135-139, подгот . рассказ о животном на выбор.
VI.Подведение итогов урока.
Рефлексия . Было скучно.
Было познавательно