Урок по познанию мира во 2 классе на тему Свойства воды


Урок познания мира
во 2 «В» классе на тему:
«Свойства воды»
Класс: 2В Учитель: Ковылкина Н.А.
Цель:
формирование общего понятия о свойствах воды.
Планируемые результаты:
предметные: уметь определять свойства воды путем проведения опыта
личностные: проявлять любовь к природе, бережно использовать воду
системно-деятельные: применять навыки наблюдения, анализа, сравнения и вывода при проведении опыта.
Тип урока:
практический урок (проведение опыта)
Виды работ:
Беседа, проведение опыта, анализ-обобщение, обсуждение в группе.
Материальное обеспечение урока:
для учителя: предметы, необходимые для проведения опыта
для учащихся: учебник, таблицы, карточки со свойствами «капелька», цитаты известных людей.
Межпредметные связи:
чтение, русский язык
Проблемный вопрос:
Какими свойствами обладает вода?
Ход урока
Организация начала урока
Учитель:
- Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть такое обстоятельство, без которого обойтись вообще не возможно не только каждый день, но и несколько раз в день.
- На доске записаны цитаты известных экологов и писателей. Прочитайте их. Но я пока не буду открывать название вещества, о котором идет речь. Я думаю, что вы сами определите, что это такое, прослушав загадку:
Я и туча, и туман
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)

- «это самое ценное ископаемое»
- «это жизнь»
Учитель:
- Утро – умываемся …водой. Кушаем пищу, приготовленную на … воде. Чай, кофе – это тоже … вода. Купаемся в … воде. Стираем вещи в … воде. Моем полы … водой.
Тепло в дом приходит с горячей водой в батареи. Мышцы человека на 70 % состоят из воды. И вообще – человек – 9 частей из 10 – это вода.
Все растения пьют воду и получают с нею нужные вещества.
Вода – самый нужный (минерал) полезное ископаемое. Без нее погибнет вся жизнь на земле.
А сегодня мы познакомимся со свойствами воды. В этом вам помогут ваши родители, которых мы пригласили на урок.
Но прежде: проверка дом/зад.
Проверка дом/задания
Учитель зачитывает утверждения, а дети поднимают руку и отвечают «да» или «нет». Коротко дополняя свои ответы.
«Верные – не верные утверждения»
Человек проживёт без воздуха больше часа. (Нет)
Воздух поддерживает горение (Да)
Горящая свеча, накрытая банкой, погаснет (Нет)
Воздух в городе чище, чем в лесу (Нет)
Надувная лодка не тонет, потому что воздух легкий (Да)
На трубах заводов и фабрик устанавливают фильтры для защиты воздуха от загрязнения (Да)
Работа по теме урока:
Класс поделен на группы (7). В каждой группе сидит по 1 родителю.
Правила работы в группе
Разговаривай тихо, не мешая другим
Работай аккуратно
Будь наблюдателен
Делай вывод
- Докажите, проведя опыт в группе, каждый своё свойство. Обсудите. Выберите того, кто будет презентовать ответ.
1 группа. Ваша группа должна определить: какова форма воды?
Опыт 1: На столе стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду. Посмотрите, какую форму приняла вода? Сделай вывод.
ВОДА ИМЕЕТ СВОЮ ФОРМУ
НЕ ИМЕЕТ СВОЮ ФОРМУ
2 группа. Ваша группа должна определить: какова прозрачность воды?
Опыт 2: На столе стакан с водой. Положите в него ложку. Хорошо ли видна ложка в воде? Почему? Какие свойства воды вы обнаружили?
ВОДА ПРОЗРАЧНА
НЕ ПРОЗРАЧНА
3 группа. Ваша группа должна определить: какого цвета вода?
Опыт 3: На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумаги. Можно сказать, что вода красная? Желтая? Зелёная? (По очереди прикладывать полоски цв.бумаги к стакану с водой)
ВОДА ИМЕЕТ ЦВЕТ
НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТ
4 группа. Ваша группа должна определить: какой запах у воды?
Опыт 4: На столе стакан с водой. Понюхайте воду. Чем она пахнет? В другой стакан с водой положить кусочек лимона, лука. Понюхайте.
Чем пахнет вода?
ВОДА С ЗАПАХОМ
БЕЗ ЗАПАХА
5 ГРУППА. Ваша группа должна определить: каков вкус у воды?
Опыт 5. Вам потребуются сахар, соль, лимон, вода, чашечки.
Налейте воды в стакан. Разложите по чашечкам кусочки лимона, сахар, соль. Попробуйте воду.
ВОДА ИМЕЕТ ВКУС.
ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУС.
6 ГРУППА. Ваша группа должна определить: может ли вода растворять вещества?
Опыт 6. Вам потребуются вода, 3 стакана, сахар, соль, глина, ложка. Налейте воды в стакан. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит?
Сделайте то же самое с остальными веществами, в других стаканах. Что вы наблюдаете?
ВОДА РАСТВОРИТЕЛЬ.
ВОДА НЕ РАССТВОРИТЕЛЬ.
Учитель:
послушайте сказку о двух осликах.
Она поможет вам доказать шестое свойство воды.
Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй-шел весело и легко .
Вскоре животным пришлось переходить речку. Ослик, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложилсы в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой ослик, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.
Проблемная ситуация
Почему же ноше первого ослика после купания стала легче, а второго тяжелее?
Что произошло бы, если б второй ослик нес не вату, а сахар?
7 группа. Ваша группа должна определить: каким свойством вода обладает в жидком состоянии?
Опыт 7. На столе нужны: 1 стакан, 1 блюдце.
Налейте воды в стакан. Перелейте воду в блюдце. Что вы видите? Наклоните блюдце. Что происходит?
ВОДА ТЕКУЧА
ВОДА НЕ ТЕКУЧА
Загадки про воду. (в исполнении детей)
А сейчас послушаем загадки, так или иначе, связанные с водой.
А после покажем на доске все свойства воды, которые вы вместе со взрослыми смогли наблюдать, проводя опыты.
1
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша-толстое стекло. (Лед)
2
Он пушистый, серебристый,
Белый, белый
Чистый, чистый.
Ватой наземь лег. (Снег)
3
Не пешеход, а идет,
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (дождь)
4
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (туман)
5
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам собой,
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой? (ручей)
6
Он без рук, без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (родник)
7
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет,
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает. (водопад)
Свойства воды
По одному представителю группы (ребенок) выносит определенное свойство воды, обнаруженное им во время проведения опыта. Учитель рапологает их вокруг капельки воды.
Вода не имеет свою форму

Вода не имеет запаха


Вода бесцветна
Вода текуча

Вода прозрачна

Вода растворитель

Вода не имеет вкуса

Читаем хором с детьми!!!
6. Минутка отдыха
Поиграем «Вода – не вода»
Игра «Вода – не вода». Условия её таковы: я произношу слово, и если оно обозначает воду – вы хлопаете, а если не относится к воде – не хлопаете.
Будьте очень внимательны!
Итак: океан, снег, дождь, песок, сосулька, скала, роса, айсберг, акула, дом речка, рыба, сахар, град,автобус, лед, линейка, облако, самолет, родник, туча.
МОЛОДЦЫ!!!
Итог урока
У каждой группы на столе таблица. Учитель просит ее заполнить, записав рядом со свойством нужное слово.
Свойства воды Цвет Не имеет
Запах Не имеет
Вкус Не имеет
Прозрачность Прозрачна
Форма Не имеет
Текучесть Текуча
Растворитель Растворяет
и не растворяет
Рефлексия
1. Учитель читает загадку:
Что в гору не вкатить,
В решете не унести,
Не удержать в руках?
2. С какими свойствами воды познакомились?
3. Почему вода – одно из главных богатств на Земле?
9. Выставление оценок
Спасибо за Урок!
СВОЙСТВА
ВОДЫ
1936754867275
-6432554448175
-17145942975
-7620908050
-12306305203190
6057904850130