Статья на тему Совет менеджеров лицея как модель социализации лицеистов


СОВЕТ МЕНЕДЖЕРОВ ЛИЦЕЯ
КАК МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦЕИСТОВ
Л.В.Онучак
ГБОУ ЛНР «Луганский гуманитарно-
экономический лицей-интернат»
lonuch@mail.ru
Аннотация.
Данная статья является обобщением опыта лицея в разработке, внедрении и успешном функционировании авторской модели ученического самоуправления. Пятнадцатилетний опыт деятельности Совета менеджеров как органа управления в Лицейской демократической республике дает возможность проследить динамику социальной активности лицеистов и сделать вывод об эффективности данной модели. В статье содержится теоретическое обоснование и практические результаты деятельности Совета менеджеров лицея.
Ключевые слова: социализация лицеистов, модель ученического самоуправления, Совет менеджеров лицея.
Актуальность статьи.
В условиях становления и укрепления государственности, развития культуры и образования главной задачей обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ государства является подготовка их к выполнению общественных обязанностей, т. е. их социализация.
Становится очевидным, что активным общественным субъектом может стать человек, который имеет высокий уровень самоопределения, творческой активности, социальной ответственности и руководствуется в своей общественно полезной деятельности и поведении гуманистическими ценностями. С этой целью в лицее была разработана модель ученического самоуправления – Совет менеджеров как школа лидеров, управленцев, школа формирования социальных компетентностей.
Цель статьи. Поделиться опытом работы, результатами деятельности органа ученического самоуправления как эффективного способа социализации учащихся.
Внедрению модели ученического самоуправления предшествовала подготовительная работа: обсуждение модели самоуправления с лицеистами на классных собраниях, анкетирование среди лицеистов, обсуждение модели на педагогическом совете и с родителями. С учетом всех замечаний и предложений была утверджена модель самоуправления – Совет менеджеров лицея.
С целью обучения менеджеров была создана Школа лидера, включающая в себя обучающие тренинги, семинары и практические занятия.
На общелицейском собрании было принято решение о создании Лицейской демократической республики. Были выбраны творческие группы для подготовки проекта Конституции лицея и символики.
Форма правления в системе сауправления лицея – демократическая республика, которая называется Лицейская Республика.
 Отношения между субъектами Лицейской Республики строятся на основе положений Конституции лицея на принципах взаимоуважения, взаимной ответственности и толерантности.
Высшим законодательным органом в Лицейской Республике является общелицейское собрание, которое созывается по инициативе администрации, педагогического совета и Совета менеджеров лицея.
Постоянно действующим исполнительным органом является Совет менеджеров под руководством президента и вице-президента лицея.
Символами Лицейской Республики являются Гимн, Герб, Знамя и песня-символ лицея.
Возглавляет работу Совета менеджеров Президент лицея.
Каждый класс предлагает своего кандидата на пост президента. Презентация программ и дебаты между кандидатами происходят на общем собрании лицея.
Затем проходят выборы путем тайного голосования: имя отмечается в бюллетене, который опускают в избирательную урну; счетная комиссия подводит итоги голосования и знакомит с результатами выборов.
Президентом становится ученик, набравший наибольшее количество голосов, второй по рейтингу становится вице-президентом.
Совет менеджеров формируется из лицеистов, победителей в конкурсе проектов, который объявляется заранее.
В каждом направлении менеджмента есть куратор-педагог, который помогает менеджерам организационно и практически.
От родителей выбираются наблюдатели, которые тоже принимают участие в обсуждении повседневных вопросов и оказывают помощь в реализации проектов.
Состав Совета менеджеров:
Президент лицея;
Вице-президент лицея;
Менеджеры лицея по направлениям деятельности;
Менеджеры классов по каждому направлению деятельности;
Кураторы менеджеров из числа учителей;
Наблюдатели из числа родителей.

Направления деятельности Совета менеджеров лицея:
Учебная и научная деятельность ;
Творческое и культурное развитие;
Правопорядок;
Здоровый образ жизни;
Быт и дизайн;
Связи с общественностью;
Пресс-центр;
Музыкально-технический центр;
Редакционная коллегия журнала «Лицей»;
Конфликтный комитет.
Функции Совета менеджеров:
Организационная
Координационная
Регуляторная
Представительская
Законотворческая
Конфликтный комитет
1. Лицейские конфликты рассматриваются Конфликтным комитетом (КК).
2. Конфликтный комитет занимается разрешением конфликтов в лицее на основе объективного обсуждения ситуации путем рассмотрения всех аргументов сторон и принятия конструктивного решения.

Конфликтный комитет состоит из 7 особ.
Порядок формирования КК:каждый класс выбирает свого представителя в КК, педсовет выдвигает представителя от педколлектива и психолог лицея входит в КК автоматически. Председатель КК выбирается действующими членами Конфликтного комитета путем прямого открытого голосования.
ВЫВОДЫ
Успешности социализации учащихся способствует совместная деятельность учащихся и взрослых, построенная на взаимодействии социального опыта, на обоюдном стремлении к партнерству и межличностной коммуникации. При этом создаются условия для разносторонних партнерских связей, которые помогают учащимся адекватно реагировать на явления социальной жизни.
С момента внедрения менеджмента в систему работы лицея значительно возрос уровень социальной активности и компетентности учащихся, сформирован актив среди учащихся и учителей (70% от общего количества учащихся), который эффективно координирует и регулирует взаимодействие между лицеистами, способствует саморазвитию и самореализации лицеистов.
Совет менеджеров помогает учащимся найти себя, раскрыть новые таланты, выбрать будущую сферу деятельности и достичь успеха, учит работать в коллективе, осознавать себя как личность. Помогает лицеистам стать конкурентоспособными в современном обществе, воспитывает толерантность и активную гражданскую позицию.