Проект Городской парламент ученического самоуправления

Проект «Городской парламент учащихся общеобразовательных и профессионально-технических организаций»
Жизнь без нашего управления подобна
кораблю без штурвала или блужданию
в огромном лесу без компаса и карты.
Ф.Карделл
Лидерство – это дорога, идя по которой,
вы найдете лучшее, что может предложить жизнь.
Н. Савидова
Многие из нас в повседневной жизни пользуются термином «самоуправление». Более того, мы активно в нем участвуем, являясь, например, членом какой-либо комиссии местного самоуправления. В настоящее время в социальной сфере России происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений человека и общества, включая местное самоуправление. Что в свою очередь требует поиска новых подходов к организации деятельности современной школы, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами, без участия подростков и молодежи. Сегодня многие выпускники входят во взрослую жизнь, не пройдя «школы самоуправления», поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путем. Но этот опыт многим из них дорого обходится. Необходимы серьезные изменений не только в содержании образования, но и в самой структуре отношений между педагогами и учащимися, между администрацией образовательной организации и членами педагогического коллектива, между педагогами и родителями. Таким образом, образовательные организации столкнулось с серьезным противоречием. С одной стороны - несформированность у учащихся самостоятельности, самоконтроля, стремления к самореализации и самоактуализации, неприятие себя как «ответственного и значимого лица». С другой стороны, требования новой социокультурной ситуации в России, необходимость обществу инициативных, самостоятельных людей, новая модель выпускника - личность, политически грамотная, осознающая свои права и обязанности, испытывающая потребность и способная проявлять общественную активность. Данное противоречие вызвало необходимость создания условий для формирования самостоятельной и жизнеспособной личности, для развития у молодежи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, а также на уровне города. Назрела необходимость создания органа, который взял бы на себя функцию обучения лидеров ученического самоуправления, определил условия для их самореализации через проектную деятельность, а также координировал деятельность ученических советов образовательных организаций на региональном уровне. В 2010 году впервые в г. Севастополе на базе КВУЗ «Севастопольский Дворец детского и юношеского творчества» был создан орган ученического самоуправления – Парламент, главной задачей которого является координация рабочих органов ученического самоуправления образовательных организаций, формирование активной гражданской позиции, защита прав учащихся, создание условий для реализации их лидерских качеств. Социальная идея была поддержана Главным управлением образования и науки г. Севастополя. Принятие детьми важных для них решений при координации взрослых даёт возможность одновременного воспитания молодежи на активной практике, которая в свою очередь помогает понять характер и принцип действия различных городских структур, найти учащимся достойное место в обществе, применить полученные знания в реальной жизни.


Проблемы проекта:
Определение механизмов, обеспечивающих реализацию ученического самоуправления на региональном уровне
Создание условий для обучения лидеров ученического самоуправления
Создание условий для успешной самореализации лидеров ученического самоуправления.
Создание правового пространства
Развитие ученического самоуправления через реализацию социальных проектов.
Основным документом, определяющим правовые основы функционирования ученического самоуправления, является Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., где в статье 17 зафиксировано положение о том, что на территории России действуют международные документы, включая «Всеобщую Декларацию прав человека» и «Конвенцию о правах ребенка». Кроме того, данные права, включая право на участие в управлении, принадлежит человеку от рождения. Следовательно, подросткам необязательно ждать совершеннолетия, чтобы активно включиться в обсуждение дел общеобразовательной, а также профессионально-технической организации. Однако учащиеся недостаточно подготовлены к реальному участию в работе органов ученического самоуправления и государственно-общественного, управления образовательным учреждением. Во многих общеобразовательных и профессионально-технических организациях учащиеся не имеют нормативно закрепленных прав и реальных полномочий на принятие управленческих решений.
Одной из причин формального отношения к организации ученического самоуправления, к участию представителей обучающихся в управлении образовательной организацией является отсутствие системы подготовки актива учащихся, способных выполнять соответствующие функции.
Приобретенные в процессе подготовки актива ученического самоуправления знания, практические навыки и умения управленческой деятельности определяют его роль в управлении общеобразовательным учреждением, а также социальные перспективы выпускников школ как потенциальных представителей корпуса управленческих кадров, в том числе и для местного самоуправления.
Актуальность данного проекта определяется необходимостью поиска возможных путей активизации деятельности органов ученического самоуправления, через научное обоснование педагогических условий подготовки лидеров ученического самоуправления. Новизна проекта заключается в том, что деятельность городского парламента учащихся в городе даст возможность привлечь как можно большее количество учащихся к общественной работе, к организации жизни и деятельности своих коллективов, скоординировать и объединить усилия ученических советов учебных учреждений города. А встречи юных депутатов в городском парламенте учащихся помогут выявить и обговорить важные проблемы и вместе найти варианты их решения.
В отечественной (российской) педагогике накоплен опыт организации ученического самоуправления, обучения лидеров, развития социальной активности учащихся, подготовки взрослых организаторов, который используется и в современных условиях (Макаренко А.С., Иванов И.П., Лутошкин А.Н., Уманский Л.И., Крикунов А.С., Шацкий СТ., Чернышев А.С. и др.).
Научные исследования в области школьного ученического самоуправления осуществлялись Бочкаревым В.И., Новиковой Л.И., Коротовым В.М., Опалихиным В.И., Приходько Н.И., Прутченковым А.С, Рожковым М.И, Твердохлебовым Н.К., Тубельским А.Н. и другими учеными.
Проблемы подготовки актива ученического самоуправления рассматривались в работах Гордина Л.Ю., Дрогина Л.А., Жукова В.В., Кнохинова Е.М., Коримана И.А., Логутенко Г.М., Мальковой З.А.
Исследования в области развития ученического самоуправления имеют большое теоретическое и практическое значение для решения следующих задач: обучения учащихся методике организационной работы, развития организаторских умений и навыков, формирования лидерских качеств, активной гражданской позиции. В современной педагогической теории и практике объективно назрела проблема и требует своего решения задача подготовки актива ученического самоуправления как управленческой команды. Однако в педагогических исследованиях слабым звеном является организация деятельности органа, который бы координировал деятельность ученического самоуправления на региональном уровне.
Идея: организация жизнедеятельности ученических коллективов через работу органов ученического самоуправления, стимулирование, реализация творческого потенциала.
Цель проекта: развитие социальных компетенций и гражданского самоопределения детей и молодежи в возрасте до 18 лет через развитие системы ученического самоуправления в общеобразовательных и профессионально-технических организациях г. Севастополя и координацию деятельности ученических советов на региональном уровне.
Гипотеза:
внедрение данного проекта позволит создать систему обучения лидеров ученического самоуправления, их самореализации через проектную деятельность, а также скоординировать деятельность ученических советов общеобразовательных и профессионально-технических организаций на региональном уровне.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач проекта:
Обучение лидеров ученического самоуправления через организацию работы Академии лидерского мастерства
Изучение проблем детей и молодежи в г. Севастополе
Привлечение детей и молодежи к общественным мероприятиям и социально-значимым акциям, формирование активной гражданской позиции
Координация деятельности ученических советов общеобразовательных и профессионально-технических организаций города
Представление и реализация социально-значимых проектов лидеров ученического самоуправления образовательных организаций на региональном уровне
Сотрудничество городского парламента учащихся с региональными парламентами учащихся и ученическими советами на Межрегиональном и Всероссийском уровнях.
Основание для разработки проекта:
Международные документы о праве на участие в управлении:
Всеобщая декларация прав человека (ст. 21)
Конвенция о правах ребенка (ст. 29)
Федеральное законодательство о самоуправлении:
Конституция Российской Федерации (ст. 17)
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.06.1998 № 124-ФЗ - ст. 7,9)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ – ст. 3,26,34)
Нормативные документы как основа ученического самоуправления:
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждена Указом Президента РФ от 1.06.2012 № 761 (раздел VII «Дети – участники реализации Национальной стратегии» и др.)
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждено Правительством РФ от 19.03.2001 – ст. 49,68,69)
Составляющие проекта:
- организация деятельности городского парламента учащихся;
- организация обучения лидеров ученического самоуправления через Школу управленческого мастерства;
- создание и систематическая работа группы «Вконтакте» и блога «Лидеры Севастополя.
Структура деятельности городского парламента учащихся (рис. 1)
Возможные партнеры проекта:
- законодательное собрание г. Севастополя;
- служба по делам семьи и молодежи;
- социальные службы для молодежи;
- городской центр занятости;
- городские СМИ;
- городские, региональные и Всероссийские детские и молодежные общественные организации.
Источники финансирования проекта:
бюджетные средства Дворца детского и юношеского творчества, спонсорская помощь партнерских организаций и депутатов, другие средства, использование которых не запрещено действующим законодательством.
Этапы реализации проекта:
Мотивационный этап – 3 месяца (июнь-август 2010 г.) – обсуждение и развитие идеи, составление инициативной группы, подготовка уставных документов, формирование общественного мнения.
Организационно-подготовительный этап – 1 год (сентябрь 2010 – август 2011 г.) – обсуждение и утверждение уставных документов; разработка рабочих документов, положений; формирование Совета городского парламента учащихся, организация деятельности городского парламента учащихся, обучение лидеров ученического самоуправления в Школе управленческого мастерства, налаживание партнерских связей.
Этап становления – 4 года (сентябрь 2011 - август 2015 г.г.): изучение положения дел на местах в ученических советах учебных учреждений; анализ интересов, запросов и проблем детей и молодежи; поиск их решения; реализация пилотных мини-проектов; корректировка уставных и рабочих документов, планов работы; сотрудничество с органами государственной власти; партнерство и сотрудничество на Межрегиональном и Всероссийском уровне; ежегодные мониторинговые исследования реализации проекта .
Этап функционирования – 10 лет (сентябрь 2015 - август 2025 г.г.): включение в процесс защиты прав и интересов молодежи на региональном уровне, поднятие проблемных вопросов; организация и координация городских программ и проектов; сотрудничество с органами государственной власти; партнерство и сотрудничество на Межрегиональном и Всероссийском уровне; ежегодные мониторинговые исследования реализации проекта.
Итогово - аналитический этап – 1 год (сентябрь 2025 – август 2026 г.г.): проведение мониторинговых исследований результативности реализации проекта в целом; проведение итоговых городских конкурсов; проведение ученической конференции по вопросу необходимости продолжения реализации данного проекта, его усовершенствования.
Участники проекта: дети старшего школьного возраста; учащиеся профессионально-технических организаций; координаторы ученических советов общеобразовательных и профессионально-технических организаций; методисты организаций дополнительного образования.
Ожидаемые результаты:
Апробированная и эффективная система обучения лидеров ученического самоуправления
Активное участие детей и молодежи в городских общественных мероприятиях и социально-значимых акциях
Эффективная система координации деятельности ученических советов общеобразовательных и профессионально-технических организаций города
Реализация социально-значимых проектов лидеров ученического самоуправления образовательных организаций на региональном уровне
Налаженные партнерские связи городского парламента учащихся на региональном, Межрегиональном и Всероссийском уровнях.
Таким образом, проект «Городской парламент учащихся общеобразовательных и профессионально-технических организаций» находится на этапе своего становления и активного развития. (Положение о городском парламенте учащихся, план работы, мониторинговые исследования и материалы СМИ (см. приложения 1,2,3,4).
Рано подводить итоги и делать выводы.
Тем не менее, у нас есть промежуточные результаты (приложения 3,4,5) и свои достижения. Вот некоторые из них:
По инициативе Совета городского парламента учащихся и при поддержке Главного управления образования и науки г. Севастополя в этом году прошел уже в третий раз городской конкурс ученических инициатив «Молодежь Севастополя – взгляд в будущее!» (приложение 5), а также другие социально-значимые акции и мероприятия.
В 2011 году наш парламент успешно представлял наш город на Всеукраинском сборе лидеров ученического самоуправления в ДОЦ «Артек».
В 2012 году впервые на базе ДОЦ «Алькадар» Совет городского парламента учащихся стал соорганизатором Всеукраинского сбора лидеров ученического самоуправления (по инициативе Министерства образования и науки Украины), на котором было представлено 24 региона Украины.
В сентябре 2013 года впервые на базе ДОЦ «Ласпи» была проведена научно-практическая конференция (сбор) лидеров ученического самоуправления, в котором приняли участие представители всех общеобразовательных и профессионально-технических учебных учреждений города.
В 2013 году по итогам Всеукраинского сбора лидеров ученического самоуправления наш парламент вошел в пятерку лучших ученических парламентов Украины и были единственным на Украине парламентом, который объединил учащихся не только общеобразовательных, но и профессионально-технических учебных учреждений.
В 2013 и г. городской парламент учащихся стал победителем Межрегионального фестиваля лидерских команд «Мы ребята – просто КЛАСС!» (г. Симферополь).
В сентябре 2014 г. члены Совета городского парламента учащихся Янчук Ольга (гимн. 2) и Шариш Ирина (СШ № 3) стали делегатами Первого Всероссийского детского Форума «Дети! Россия! Будущее!» в г. Калуге (инициатор - Уполномоченный по правам ребенка при президенте Российской Федерации Павел Астахов)
В сентябре 2014 г. проект «Городской парламент учащихся» стал победителем Межрегионального конкурса «Лучшие социальные инициативы детей» (г. Кострома).
И главное наше достижение, наша гордость – выпускники Совета городского парламента учащихся. Среди них: Мамедов Руслан (председатель ГПУС 2011-2013 г.г.) – студент Университета им. Т.Г.Шевченко – председатель студенческого совета исторического факультета; Попова Анастасия (зам. председателя ГПУС 2011-2013 г.г.) – студентка Киево-Магилянской академии – председатель студенческого совета факультета социологии; Бойцов Евгений (зам. председателя ГПУС 2011-2013 г.г.) – педагог-организатор ОШ № 42; Антонова Валерия (член Совета ГПУС 2011-2013 г.г.) – студентка Харьковского института МВД; Телегина Юлия (член Совета ГПУС 2011-2013 г.г.) – студентка ПУМИ № 1, член студенческого актива. Выпускники 2014 г.г. Драгунова Татьяна, Ртищева Елена (СШ № 19), Гончарук Геннадий (СШ № 34) – патриоты города-героя Севастополя, остаются учиться в нашем городе и с гордостью говорят «Честь имею жить в Севастополе!».
Формы распространения опыта: презентация проекта на Всероссийском детском форуме «Дети! Россия! Будущее!» (г. Калуга) – сентябрь 2014, на Межрегиональном форуме «Кто, если не мы?!» (г. Кострома) – сентябрь 2014, на городской научно-практической конференции (сборе) лидеров ученического самоуправления в ДОЦ «Ласпи» - сентябрь 2013 г., на городских семинарах педагогов-организаторов 2011-2013 г.г., сборник методических материалов «Молодежь Севастополя – взгляд в будущее», Севастополь, Рибест, 2012 г. (роздан директорам всех общеобразовательных и профессионально-технических учебных учреждений г. Севастополя); через СМИ (публикации в газетах «Слава Севастополя», «Севастопольские известия», новостных севастопольских сайтах «Мой Севастополь», «Форпост», «Севастопольский меридиан», передачи «В курсе дела» и «Актуально» на 1 севастопольском, новостные сюжеты на севастопольских теле-, радиоканалах) и т.д.