Презентация для заседания цикловой комиссии Организация теоретических и практических форм обучения в образовательной организации


Организация теоретических и практических форм обучения в Образовательной Организации Профессионализм и мастерство педагога связывают с его способностью обучать. В настоящее время обучающая деятельность претерпела значительные изменения (цели, подходы, идея, задачи и т.д.) Учитель перестал быть единственным источником новых знаний. Современная дидактика опирается на основные зарубежные и отечественные психологические теории, рассматривающие проблему личности бихевиоризм - учение как приобретение человеком новых форм поведения (Д.Уотсон и др.), гештальтпсихология - деятельность ученика в обучении в роли стимулятора внутренних изменений целостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, постижении, озарении (М. Вертхаймер, Л.Левин и др.), когнитивизм - учение как процесс создания учащимися собственного культурного опыта, имеющего социальный характер и обусловленного культурно-историческим контекстом (Дж.С.Брунер и др.), деятельностная теория- обучение как деятельность обучающего и обучающегося, обоснованная на усилении роли последнего в процессе обучения (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) гуманистическая психология – учение как самоуправляемое структуирование личного опыта в целях саморазвития и самоорганизации личности (К.Р.Роджерс, А.Х.Маслоу ). Все они направлены на развитие и совершенствование человека, его самореализацию и самоактуализацию, занятия активной жизненной позиции, формирование его личности, учитывая возможности и соответствуя ценностям семьи и общества. Обучение как ведущий механизм социализации человека Обучение представляет собой своего рода социальную систематизированную технологию интенсивного внедрения человека в культуру специально подготовленными для этого людьми под надзором общества. Для организации обучения из массива культуры выделяют виды опыта, образующие содержание образования. Присвоить («распредметить») это содержание обучающийся может лишь «пережив», проделав, открыв для себя то, что когда-то сделали его предшественники. Для этого существует специальная деятельность, посредством которой обучающийся может опробовать этот исторический опыт виртуально, т.е. решая не реальную жизненную, а учебную задачу. Учебная деятельность начинается с осознания и принятия обучающимся учебной задачи. Учебная задача – это установка обучающегося на усвоение какого-либо фрагмента содержания образования. Предметом учебной деятельности является саморазвитие, самоизменение выполняющего ее субъекта, а вовсе не выполнение учебных заданий. Выполнение учебных заданий – это способ организации учебной деятельности. Представление учебного материала в виде познавательной задачи – ключевой момент проектирования обучения. Учебная задача – необходимое условие усвоения любого материала, в какой бы форме оно не протекало. Только освоив базу обучающийся сможет понять и основанные на ней правила решения задач, выполнения различных действий в данной практической сфере. учебную задачу нельзя смешивать с учебным заданием. Последнее есть форма, посредством которой педагог ставит учебную задачу. Ключевым вопросом решения задачи является перевод описанной в задаче ситуации на язык той или иной теории (закона, модели), либо моделирование. Закон верхнего помидора: верхний помидор всегда падает в рассол и обрызгивает половину лица) Шутка!!! В связи с этим все задачи, предлагаемые обучающимся, можно разделить на 3 группы:предметно-познавательныепрактико-орентированныегуманитарно-ориентированные Предметно- познавательные задачи. В них рассматривается ситуация, предполагающая построение модели на основе законов из какого-либо раздела изучаемого предмета. Эти задачи направлены на освоение понятийного и операционного аппарата изучаемого предмета. Они могут носить качественный или количественный характер, предполагаться в устной, текстовой или экспериментальной форме. Предметно-познавательный компонент – это инвариантная часть любых задач, в какие бы другие сферы практики или культуры они не выводили обучающегося. Решение такого рода задач связано с усвоением наименее интересной, «теоретизированной» части учебного предмета. Поддержание мотивационной готовности обучающихся требует особого мастерства педагога. Практико – ориентированные задачи. Содержат жизненно-значимую проблему, а значит и некую ценностную ориентацию, то есть направлены на удовлетворение жизненных потребностей человека. Речь идет как о прикладных задачах, связанных с техникой, производством, медициной, спортом и другими сферами жизнедеятельности человека, где могут пригодиться знания изучаемого предмета. Особенность такой задачной ситуации состоит в том, что в ней представлена уже не отвлеченная теоретическая проблема, а более жизненная коллизия, где знания по предмету играют инструментальную роль в оптимизации жизни человека. Тем самым раскрывается прикладной смысл предлагаемого материала. Гуманитарно-ориентированные задачи. При решении этих задач наряду с когнитивным и практическим мышлением обучающийся может проявить и собственный личностный потенциал: способность понимать связь науки снравственно-культурными проблемами бытия человека, осмысливать вопросы методологии и философии познания, видеть роль творческой созидательной деятельности ученого в построении научной картины мира, обсуждать мировоззренческие коллизии, смысл образования человека. Материалом таких задач могут выступать проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности, моральной ответственности ученых, всемирной культурной коммуникации людей, адаптации к современному рынку труда и т.п. Решение задач, как и всякая другая деятельность, есть мотивированный процесс. Осмысление ситуации, приложение к ней категорий и законов, предполагает определенную психологическую готовность обучающегося к выполнению этих операций. Каждый раз требуется построение определенной функционально приспособленной конструкции знаний и способов ее решения. Последнее делается тем успешнее, чем сознательнее и осмысленнее выполняются эти операции. Таким образом, готовность к решению задач включает в себя:умение ориентироваться в ситуациистроить план и проект решенияподбирать качественную или математическую модель, адекватная поставленному вопросусоотносить и корректировать логику своих рассуждений с научными, технологическими и прочимы принципами и законами.понятие «модель» целесообразно вводить, как показывают исследования, уже на начальных этапах обучения решению задач. Обучающиеся должны получить представления о природе моделирования вообще. Новейшие исследования в области решения задач опираются на выводы психологов относительно мыслительной деятельности. Задача – это системный объект, основными компонентами которого являются содержание задачи ( предмет задачи, условия и требование) и средства решения (методы и способы). Тенденции развития современных образовательных технологий1. появление развивающего обучения (форма для получения опыта выполнения деятельности – задача, как ситуация, требующая своего преобразования для достижения значимой цели. Отсюда – задачный подход)2. введение опыта творческой деятельности (в ситуации творчества человек действует не как носитель какой-то деятельности, а как человек вообще). Формирование продуктивного (личностного) опыта обеспечивается адекватными его природе продуктивными, проблемными технологиями.3. компетентностный опыт (интегрирует в себе первую и вторую тенденцию) . Приобретается в ситуациях реальной жизни или достаточно полно моделирующих ее, при решении реальных проблем. Жизненный опыт нельзя «тиражировать», то есть передавать посредством обучения. Компетентность как свойство человека является продуктом собственной жизнетворческой активности человека, инициируемой процессом образования. Таким образом, стратегический прогноз развития образования связан с предвидением его развития как восхождения ко все большей целостности содержания и к большей дезинтегрированности, разнообразию его форм. Формы реализации деятельности обучения Форма организации обучения – это способ взаимодействия обучающего и обучаемого. История знает много таких форм: классно-урочная, лекционная, семинарская, лабораторно-бригадная и т.д. Формы обусловлены содержанием образования в тот или иной социокультурный период. Современные Стратегии обучения1. задачный подход. Усвоение любого материала происходит в процессе решения некоторой задачи. Задача организует и направляет деятельность обучающегося, приучает его к ясному осознанию ситуации, постановке целей ее преобразования, выявлению условий и ресурсов, необходимых для этого. При решении задачи формируется активная личностная позиция обучающегося. 2. проблемный подход. В отличие от задачи, где четко ставится как цель, которую надо достичь с некоторых условий, проблемный подход лишь вводит обучающегося в определенную ситуацию, где ему и предстоит поставить задачу, найти и реализовать способ ее решения. Суть проблемного подхода – создание для обучающихся условий, предполагающих: - максимальное напряжение его творческих сил, а, соответственно, и наибольший развивающий эффект обучения - представление содержания учебного материала как собственной проблемы для обучающегося, вследствие чего снимается вопрос о его принятии, поскольку речь идет о личностно-значимой проблеме - наиболее полную реализацию обучающимся позиции субъекта учебной деятельности, что включает выбор целей, средств, - получение и оценку результатов познавательного процесса, осознание его логики- преодоление отчужденности обучающегося от содержания и продуктов учения, поскольку вместо приготовленного кем-то он усваивает добытое им самим – собственное, «живое» знание. 3.контекстный подход. При таком подходе содержание и метод обучения формируются в контексте профессиональных или каких-либо других целей участников учебного процесса, благодаря чему создается определенная направленность обучения. Контекстные ситуации позволяют включить обучающегося в выполнение различных ролей – ученого, для которого получение новых знаний выступает основным содержанием деятельности, инженера, для которого знания служат ориентировочной основой проектирования процессов производства, технических систем, философа и методолога, которым научные открытия дают материал для философских и методологических обобщений (ценностно-ориентированная сфера). . Контекстный подход в профессиональном образовании – нацеленность обучающегося на какую-то профессию, и все, что изучается, нужно каким-то образом привязывать к какой-то сфере. в общеобразовательной школе контекстный подход предполагает, что материал должен подаваться в контексте каких-то актуальных для него жизненных проблем, дел и отношений. А если таких дел и специальных занятий нет, тогда остается последнее: смоделировать ее, разыграть, представить в какой-то форме в виде игры. В этом случае контекстный подход реализуется посредством имитационно-игрового моделирования. 4. имитационно-игровой подход. Особенность в том, что при таком подходе усваиваются не только знания, но и опыт той деятельности, в котором они будут применяться. Как правило, эта деятельность имитируется в игровой форме. Игра вводит человека в ситуацию необходимости быть творцом и субъектом новых видов деятельности. Она непременно преодолевает монологическую ограниченность традиционных форм обучения, поскольку включает в себя неповторимое соперничество ее участников. Игра развивает сознание личности и его готовность к поиску личностных смыслов деятельности. Цели игры, ориентированной на побуждение обучающихся к поиску смысла своей учебной деятельности: - обеспечение «перерыва постепенности» в личностной саморегуляции обучающегося, то есть открытие новых смыслов учения- устранение у ее участников психологических барьеров, так как игра способствует ослаблению их внутренней напряженности и повышает уровень ее уверенности в себе, открытости новым ролям и поступкам- актуализация личностно-деятельностного опыта, то есть опыта выполнения целостной продуктивной деятельности, который нельзя обрести при традиционном обучении, при котором осваивается ориентировочная основа некой абстрактной деятельности (знания, полезные для чего-то). 5. личностный подход (личностно-развивающая направленность деятельности обучения). Данный подход означает принятие личности воспитанника в качестве ведущей цели образования, превращающее обучающегося в субъект своего образования и социально-нравственного самоопределения. Личностный подход ориентирован на приобретение личностного опыта обучающегося, о наличии которого может свидетельствовать сформированность таких качеств обучающегося, как: - избирательность, которая проявляется в характере и способах выбора ценностей, линии поведения, поступка, партнера, позиции в той или иной жизненной ситуации- способность к рефлексии – адекватной самооценке, самоанализу, обобщению собственного когнитивного и жизненного опыта- потребность в поисках смысла образования, профессиональных и жизненных планах, жизни вообще- ответственность как универсальное интегративное нравственное качество- способность к саморегуляции, проявляющаяся в волевом самоконтроле за собственным поведением, в удержании цели, в переживании удовлетворения от собственной организованности- креативность – творческий подход к личностно-значимому делу, стремление иметь индивидуальную сферу, «нишу» самореализации, мир творческих увлечений, в качестве которых могут выступать и любимый предмет, и будущая профессия, и различные аудиторные и внеаудиторные сферы деятельности- потребность во внутренней свободе, самостоятельности, независимости от внешних обстоятельств, стремлении к реализации себя как инициатора, субъекта собственной жизни. 6. ситуационный подход. Ситуация – совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение. Нет иного способа «обучить» кого-то сложным видам опыта, как только, «погрузив» его в образовательном процессе в соответствующую ситуацию. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. Суть ситуационного подхода – обучение рассматривается как необходимый момент личностно-развивающей ситуации. Ситуация приобретает личностно-развивающий характер, когда становится событием. Таким образом, ситуационный подход - это методология познания и проектирования педагогических процессов и систем, позволяющая выявить и актуализировать глубинные механизмы новообразований в личностной сфере обучающихся. 7. компетентностный подход. Предполагает ориентацию учебного процесса на формирование не только знаний и умений, но и способностей решать на основе усвоенных знаний реальные жизненные, познавательные и профессиональные задачи. Компетентностный подход – это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление у учащегося собственной системы работы, компетентности и других характеристик образованности, которые нельзя «сложить» из набора знаний и умений. 8.текстуально-диалогический подход. Предполагает, что изучаемый материал предъявляется обучающемуся как текст, к которому он должен выразить свое субъективное отношение, вступив в своеобразный диалог с его автором. Опыт самообогащения через диалог определяет целевые, содержательные и процессуальные ориентиры данного образования, и именно его следует рассматривать в качестве «интегративного элемента». Диалогическая деятельность включает в себя: - безоценочное позитивное принятие себя и «другого», отраженных в тех или иных текстах - активное эмпатическое слушание и понимание «своего» и «чужого» контекста - конгруэнтное (равное, адекватное) самовыражение в процессе восприятия, понимания и создания «текста» - преобразование монологических отношений в диалогические в процессе рефлексии. 9.профильный подход. Обучение направлено на упражнение и развитие способностей обучающихся в какой-то избранной ими сфере. Необходимость разработки данного подхода обусловлена возрастание функции учебного процесса в поддержке профессиональных планов обучающихся. Профильный подход используется в ОО с целью развития у старшеклассников и студентов профессиональной и личностной мобильности , направленной на достижение профессионального успеха. Все данные стратегии обучения направлены на формирование гармонически развитой личности и составляют основу образовательной политики нашего государства. Благодарю за внимание!