Классный час по избирательной тематике


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хрипуновская средняя школа»
Конкурс по избирательной тематике
"Твой выбор" среди обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений всех видов и типов
Нижегородской области
Номинация "Методические разработки мероприятий"
Тема: «Ты – и твой выбор»
Автор Тропынина Т.А.,
учитель русского языка и литературы
с. Хрипуново2016
Цель: Знакомство учащимся с одним из основных форм участия граждан в политической жизни общества; с понятием избирательного права; формирование элементарных умений грамотного поведения в политической сфере общества; воспитание политической и правовой культуры учащихся
Задачи:
1. Познакомить с историей выборов, развитием избирательной системы России.
2. Познакомить учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум.
3. Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
4. Воспитать активную гражданскую позицию.
5. Пропагандировать избирательное права.
Оборудование
Конституция РФ;
Символы государства
Атрибуты, сопровождающие избирательную кампанию;
Мультимедиааппаратура;
Схема на доске: « Стадии избирательного процесса »;
Оформление доски: тема, эпиграф, терминология (новая), основные даты,12 декабря 1993г. – принятие Конституции РФ
Эпиграф: Джона Адамса: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство».
Высказывания для обсуждения:
М. Клаудиус: «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям»
Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого»
Тацит: «Редкое, счастливое время, когда позволено чувствовать, что хочешь, и говорить, что чувствуешь»
Подготовительная работа:
- исследовательская работа «Немного истории выборов в России» с презентацией
- конкурс буклетов для избирателя
- инсценирование ситуаций
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя, актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний классный час посвящён избирательному праву граждан.
Человек не может жить один, вне коллектива. Все время он выбирает с кем дружить, с кем сидеть за одной партой? Кого выбрать? За что выбрать? То есть человеку сопутствуют постоянные выборы. А, что мы называем выборами? Что такое избирательное право? Каковы принципы избирательного права? Всё это должны знать будущие избиратели, т.е. вы. Именно эти вопросы мы затронем на нашем классном часе сегодня. Кроме этого мы совершим небольшой экскурс в историю выборов.
(звучит гимн РФ)
Целеполагание:
- Как вы думаете, чем обусловлен выбор темы нашего разговора? Докажите или опровергните актуальность нашего классного часа
Учитель: Гражданин постоянно выбирает - в политической, социальной, экономической сферах. Он делает это потому, что неравнодушен к судьбе страны, своего региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома, отдавая решение социально-политических вопросов на откуп стихии. Практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития. Сегодня, нам предстоит познакомиться с понятием «выборы», с принципами избирательного права, с процедурой проведения выборов.
Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие элементы:
- регистрация в списке избирателей по месту жительства
- тайное голосование в специальной кабине
- использование одинакового для всех избирательных округов списка кандидатов
- присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования
- подсчет бюллетеней специально созданной комиссией, официальное опубликование результатов голосования.
Таким образом, стадии избирательного процесса будут следующие:
Регистрация
кандидатов Предвыборная
кампания Тайное голосование
Подсчет голосов Результаты
Это современная система демократических свободных выборов, определенная Федеральным Законом РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», который вступил в силу с 6 декабря 1994г.
2. Работа по теме.
Работа с эпиграфом
Учитель: Эпиграфом нашего классного часа я выбрала слова Джона Адамса: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство». Что по-вашему значат эти слова? Что хотел сказать нам, гражданам своего государства, американский государственный и политический деятель? Прав ли он? В течение классного часа каждый из Вас найдет ответы на эти вопросы. А сейчас немного углубимся в историю вопроса, ребята подготовили сообщение на основе исследовательской работы «Немного о истории выборов в России»
(выступление учащихся с компьютерной презентацией)
«Немного истории выборов в России»
Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и простому народу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось.
Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига.
21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.
Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.
Избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».
Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.
В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.
В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
От участия в выборах согласно закону отстранялись:
а) лица женского пола;
б) лица моложе 25 лет;
в) обучающиеся в учебных заведениях;
г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) иностранные подданные.
Избирательных прав также лишались лица:
а) подвергавшиеся суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав состояния либо уволенные из службы;
б) «отрешенные от должности по судебным приговорам» сроком на три года;
в) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам;
г) осужденные за уклонение от воинской повинности.
При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.
Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.
Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:
- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;
- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
- избирательными правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.
В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов.
Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».
Учитель: Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин. А кто же такой гражданин? У каждого гражданина есть свои права. Что же такое право? Я предлагаю вам принять участие в викторине по нормам избирательного права, которую приготовили для вас одноклассники
Викторина «Что? Где? Когда?»
(за правильный ответ ученик получает смайлик)
- Назовите нынешнего Президента РФ.
- Назовите имя первого Президента РФ.
- На какой срок избирается Перезидент РФ?
- Кто может быть избран президентом РФ?
- Кто может быть избран депутатом Государственной Думы?
- По каким документам избирателю выдается избирательный бюллетень?
- Какие документы обладают верховенством на всей территории РФ?
- Какой документ имеет высшую юридическую силу?
- В каком возрасте гражданин России начинает пользоваться основными правами и свободами?
- С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
Учитель: Сейчас несколько раз прозвучало слово «выборы». А что оно значит? (выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах ).
- Как называется тот, кто участвует в выборах или имеет на это право?
- В чём заключается право избирателя?
- Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
Постановления Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Учитель: Все вы так или иначе, но сталкивались с процедурой выборов. В процессе выборов обязательно должны соблюдаться принципы избирательного права. Чтобы получше разобраться в этих принципах, давайте посмотрим несколько эпизодов о выборах, которые нам покажут наши ребята. Но мы не просто будем смотреть, мы поделимся на две группы и в конце составим буклеты для будущих избирателей. Смотрите, слушайте, обсуждайте!
ФорумтеатрСценка 1
На избирательный участок заходит маленькая девочка с паспортом. Председатель комиссии спрашивает её:
- Девочка, ты зачем сюда пришла?
- Как зачем? Я пришла голосовать за своего папу!
- Сколько тебе лет?
- 14.
- А папа не говорил тебе, со скольких лет можно голосовать?
- Нет.
- Мала ты ещё для голосования. Подрасти немного тогда и приходи. Поняла?
- Поняла… вздыхает девочка и уходит.
Учитель: Какие группы населения лишены активного избирательного права?
Сценка 2
На избирательный участок заходят водитель грузовика и хорошо одетая дама. Куртка и руки водителя испачканы соляркой. Водитель подходит к председателю избирательной комиссии:
- Вот мой паспорт. Дайте мне бюллетень.
Председатель (с опаской):
- Вы бы руки сначала вымыли, всё перепачкаете!
- Да некогда мне было. Всю ночь за баранкой. Домой заехать не успел. Сразу к Вам.
Водитель получает избирательный бюллетень, быстро заполняет, бросает его в урну для голосования и уходит.
К столу председателя подходит хорошо одетая дама и приказным тоном говорит:
- Дайте мне два бюллетеня, я хочу проголосовать два раза!
Председатель:
- У Вас нет такого права. Есть принцип «один человек – один голос», поэтому мы можем дать Вам только один бюллетень.
- У меня есть такое право! У меня дед и бабка были дворянами, да и я сама занимаю не последнюю должность в банке! И притом учтите мои заслуги, у меня есть звание «Почётный банкир»!
- Нет! Происхождение, должность и заслуги не учитываются при голосовании. Ни одному избирателю не даётся большего числа голосов, чем другим.
- Я буду на вас жаловаться! Рассерженная дама уходит, хлопнув дверью.
Учитель: Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?
Сценка 3
На избирательный участок заходит молодая женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:
- Я хочу проголосовать за себя и за своего мужа!
Председатель:
- Гражданка! Вы можете проголосовать только за себя. А ваш супруг должен прийти сюда сам и проголосовать. Если он не сможет, тогда мы поедем к нему на дом.
- А зачем? Он очень сильно занят домашними делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как положено.
- Нет! Поймите правильно. Каждый избиратель должен проголосовать за себя лично – в нашей стране прямое избирательное право. Вот вам ваш бюллетень, а мужу своему скажите – пусть сам придёт сюда.
- Да, да я поняла – так и ему скажу. Женщина голосует и уходит.
Учитель: Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?
Сценка 4
Квартира. За столом сидит муж, обложившись газетами. Его жена прихорашивается перед зеркалом и говорит:
- Сегодня выборы. Пойдёшь голосовать?
- Какие ещё выборы? Могу я в свой единственный выходной отдохнуть дома, просмотреть недельные новости? В мире такое творится! А ты про какие-то выборы говоришь. Страна большая – без меня голосов хватит.
- Ну, я одна тоже не пойду. Останусь дома, подожду результатов голосования.
Учитель: Как называется это явление в избирательном праве и каковы его причины?
Сценка 5
Избирательный участок. Неделя до выборов. Входит женщина и обращается к председателю: - Товарищ председатель избирательной комиссии! Через неделю выборы, а меня завтра отправляют в командировку в Воронеж на месяц. Я же не смогу здесь проголосовать. Что делать?
Председатель: - Ничего страшного! Паспорт у Вас с собой?
- Да, да, конечно с собой.
Председатель заполняет открепительное удостоверение и передаёт женщине:
- Вот Вам открепительное удостоверение. В Воронеже в день выборов идите на любой избирательный участок, там по вашему удостоверению Вам дадут избирательный бюллетень.
- Спасибо, всё поняла.
Учитель: Что нужно делать, если вы не можете проголосовать по месту жительства в день выборов?
Сценка 6
Возле избирательного участка стоит автомобиль, в нём сидят двое. Мимо идёт мужчина. Водитель автомобиля через опущенное стекло кричит ему:
- Товарищ. Можно Вас?
Мужчина удивлённо:
- Меня?
- Да, да, Вас! Вы на выборы?
- Да.
- Если не секрет, Вы за кого проголосуете?
- Да я сам толком не знаю.
Водитель, кладя руку на плечо пассажира:
- Тогда я Вас попрошу проголосовать вот за этого товарища. Запомните лицо? Фамилия его Кравченко, зовут Николай Михайлович. Коля, дай человеку сотню!
Тот протягивает мужику 100 долларов. Мужик прячет валюту в карман:
- Да я за такую купюру за кого хочешь проголосую.
- Посмотрим. Смотри не обмани!
Учитель: Как называются нарушения избирательного права в этом эпизоде?
Учитель: Подведём итог: каковы же принципы избирательного права? (дети проговаривают)
- всеобщее, равное прямое избирательное право
- гласность, открытость
- добровольность реализации избирательного права на основе личного и тайного голосовании
Учитель: а сейчас, работая в группах, с использованием комьютера подготовьте буклет-памятку для будущего избирателя; выберите в каждой группе спикера, который будет представлять вашу работу.
(защита работ)
Учитель: Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе.
Вывод
Учитель: Итак, мы подошли к ВЫВОДУ:
ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:
1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.
2. Возможность формировать государственную политику.
3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.
- Обратите еще раз внимание на высказывания, которые видите на доске, согласны ли Вы с ними? Обоснуйте свой ответ.
М. Клаудиус: «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям»
Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого»
Тацит: «Редкое, счастливое время, когда позволено чувствовать, что хочешь, и говорить, что чувствуешь»
Высказывания школьников.
3. Рефлексия.
Учитель: Понравился ли вам сегодняшний классный час? Что особенно понравилось, а что не понравилось? Имеет ли он для вас практическое применение? Когда?
Я хочу пожелать Вам всем, чтобы Вы научились на практике применять те знаниями, которые сегодня получили, а также воплотить свои идеи в жизнь и быть достойными гражданами нашей страны. В заключение предлагаю вам составить синквейн.
Выбор
Важный, необходимый
Регулирует, гарантирует, стабилизирует
Выбор должен сделать каждый
Порядок!
Список литературы.
Список литературы:
1. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007.
4. Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. - М.: Дрофа, 2002.
5. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. - М.: Дрофа, 1997.
6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к сдаче ЕГЭ. Обществознание. Экзамен 2016.
7. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
8. Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
9. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы»
Отчет о проведении мероприятия.
Интерактивный урок «Ты и твой выбор» было приурочен к Единому дню выборов в России – 18 сентября. Проведено было 07.09.2016г с целью правового воспитания учащихся в рамках «Российской недели школьников». В мероприятии приняли участие учащиеся 8-11 классов (24 учащихся - 100%). Отчет о проведении разместили на сайте школы. (ссылка) http://scool-hrip.ucoz.ru/news/nedelja_shkolnika/2016-09-01-39Фотоотчет