Рабочая программа факультатива Основы Ювенального права


Министерство образования и науки Российской Федерации.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
« Рассмотрено
на заседании МО»
Руководитель МО ________
Л.Н. Хайменова
Протокол №______
От «___» _________2016г. «Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________Т.Ф. Трефилова
«___»__________2016г. «Утверждаю»
Директор МКОУСОШ №25с УИОП
________В.Ф. ЛовцоваПриказ №_____
От «___»_________2016г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Факультатива для 9 Б класса
«Основы Ювенального права»
Разработал:
учитель обществознания Побединский А.И.
(предмет, ФИО)
2016-2017 учебный год.
1.Пояснительная записка.Рабочая программа по предмету факультатива «Основы ювеального права», 9 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе требований к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу предмета факультатива «Основы ювенального права» 9 класс.Изучение ювенального права направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задача в социально-правовой сфере, а также учебных задача в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом;
Приоритетными видами деятельности являются:
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- работа с источниками права, в т.ч. новыми нормативными актами;
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
- решение отдельных правовых споров с учётом социального опыта ученика.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
На изучение данного предмета отводиться 35 часов факультативных занятий.
3.Календарно-тематическое планирование.
№ Тема занятия Основное содержание Форма
занятия Кол-во часов Дата
проведения
занятия
1 «Понятие курса «Основы ювенальное
право» Понятие «ювенальное право». Признаки ювенального права. Принципы и источники ювенального права. Функции и значение ювенального права. Отличия ювенального права от других социальных норм.
Система и отрасли ювенального права. на выбор
учителя 1 1.09
2 Предмет и метод ювенального права как
комплексной отрасли права. Понятия ювенального права. Правовая защита детей и подростков в истории цивилизации. Правосудие для несовершеннолетних. на выбор
учителя 1 8.09
3 Международный опыт и модели развития
ювенального права в мире. Современное
состояние еѐ нормативно-правовой базы. Правоохранительные органы. Суд. Прокуратур. Нотариус. Полиция. на выбор
учителя 1 15.09
4 Предмет регулирования ювенальной юстиции
как средств защиты прав несовершеннолетних. на выбор
учителя 1 22.09
5 История формирования и развития в России
ювенальной юстиции и ювенального права. на выбор
учителя 1 29.09
6 Современное состояние ювенального права и
ювенальной юстиции как средства регулировки
дел о правонарушениях несовершеннолетних:
проблемы и перспективы развития.
на выбор
учителя 1 6.10
7 Использование в РФ международно-правовых
основ прав ребенка. .
на выбор
учителя 1 13.10
8 Конституционно-правовое регулирование,
гарантии реализации прав и свобод ребенка в РФ на выбор
учителя 1 20.10
9 Становление и развитие института
Уполномоченного по правам ребенка в РФ. на выбор
учителя 1 27.10
10 Современные проблемы соблюдения прав
ребенка в РФ. на выбор
учителя 1 10.11
11 Помощь государственных и
негосударственных органов и должностных лиц
по обеспечению прав ребенка. на выбор
учителя 1 17.11
12 «Ювенальные правоотношения вотраслевом законодательстве РФ»
Правовой статус несовершеннолетнего вгражданском праве.
на выбор
учителя 1 24.11
13 Гражданская правоспособность.
Понятие уголовного права и его источники. Понятие преступления и уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. на выбор
учителя 1 1.12
14 Гражданская дееспособность.
Понятие и источники экологического права. Экологические правоотношения. Правовые основы охраны окружающей среды. на выбор
учителя 1 8.12
15 Опека и попечительство.
Введение таких понятий как «опека» и «попечительство» на выбор
учителя 1 15.12
16 Представительство. на выбор
учителя 1 22.12
17 Имущественные и личные неимущественные
права несовершеннолетних.
Введение таких понятий как:
А) право собственности;
Б) право на заключение сделки;
В) право наследника;
Г) право на интеллектуальную собственность. на выбор
учителя 1 12.01
18 Формы и способы нарушения гражданскихправ несовершеннолетних. Порядок их защиты Понятие и виды исков, исковая давность;
порядок компенсации морального и
материального вреда. на выбор
учителя 1 19.01
19 Особенности ответственности и обязательства
несовершеннолетних в гражданском праве. А) основные условия исполнения обязательства;
Б) дополнительные условия исполнения
обязательства;
В) обязательства из причинения вреда;
Г) обязательства из неосновательного
обогащения. на выбор учителя 1 26.01
20 «Ювенальные правоотношения
несовершеннолетних в трудовом и жилищном
законодательствах РФ».
Особенности трудовых правоотношений сучастием несовершеннолетних: А) при заключении трудового договора;
Б) при определении рабочего времени;
В) во времени отдыха;
Г) при выплате заработной платы;
Д) при трудовой ответственности;
Е) при разрешении трудовых споров. на выбор учителя 1 2.02
21 Система гарантий трудовых прав
несовершеннолетних. на выбор учителя 1 9.02
22 Жилищные права и обязанности
несовершеннолетних. Раскрытие вопросов:
А) при определении размеров жилья;
Б) при выдачи жилого помещения;
В) при расчѐтов по квартплате. на выбор учителя 1 16.02
23 Формы и способы нарушения, порядок
восстановления жилищных прав
несовершеннолетних. на выбор учителя 1 2.03
24 «Ювенальные правоотношения сучастием несовершеннолетних в семейномзаконодательстве РФ».
Заключение несовершеннолетним брака.
Основание признания его недействительным. на выбор учителя 1 9.03
25 Расторжение брака: порядок и основание. на выбор учителя 1 16.03
26 Имущественные и личные неимущественные
права ребенка по семейному законодательствкуРФ. на выбор учителя 1 23.03
27 Права и обязанности родителей в семейномзаконодательстве РФ. на выбор учителя 1 6.04
28 Алементные обязательства. на выбор учителя 1 13.04
29 Осуществление и защита семейных прав.
Особенности юридической ответственности всемейном праве. на выбор учителя 1 20.04
30 Формы устройства детей, оставшихся безпопечения родителей. на выбор учителя 1 27.04
31 «Система профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетни».
Понятие безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетнего в современномзаконодательстве РФ. на выбор учителя 1 4.05
32 Цели и задачи осуществления профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. на выбор учителя 11.05
33 Виды органов и учреждений осуществляющих
профелактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних: их структура. на выбор учителя 18.05
34 Направления деятельности органов и
учреждений осуществляющих профилактику
безнадзорности и правонарушений срединесовершеннолетних. на выбор учителя 25.05
35 Итоговое занятие по курсу «Основы ювенального права» Семинар по теме года. на выбор учителя 31.05
4.Формы контроля знаний учащихся.Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: устные ответы учащихся, словарные диктанты, составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами.5.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
знать/понимать:
систему и структуру права; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательные и законодательные процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, анализа, интерпретации и использовании правовой информации; анализа текстов законодательных актов, норм права; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; обращения в надлежащие органы за квалификационной юридической помощью.
6. Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения.
Володина С.И., Спасская В.В., Полиевктова А.М. основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. В 2-х кН. –М., Новый учебник, 2010
Василенкова О. Основы правовых знаний: учебник для 7 кл.- М., Новый учебник, 2012
Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2014.
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2013.
Основы российского права.— М., 2007.
Основные кодексы и законы РФ.-СПб.: ИД «Весь», 2012.
Права человека. История, теория, практика.— М., 2015.
Сборник кодексов РФ.— М., 2010.
Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 7 класс. – М., Новый учебник, 2012
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 кл. – М., Новый учебник, 2012