Презентация по русскому языку на тему: «Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения». (8 класс)


Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.8 класс Подготовил учитель ГБОУ Школы №902 «Диалог»Кабанова В.И.14 марта 2015 год Цели урока: научить узнавать предложения с уточняющими обособленными членами предложения, выделять уточняющие члены предложения запятыми. Задание 1. Запомни правописание слов: высший образец нравственной личности строитель, архитектор древнерусский воин, богатырь должностное лицо силовых структур, таких как вооруженные силы или полиция - идеал- зодчий- витязь- офицер Задание 1. Запомни правописание слов: последовательность событий во времени комический или сатирический рисунок общепризнанный деятель искусства - хронология- карикатура- классик работник СМИконные войскалюди,занимающиесяумственным и творческим трудом -корреспондент-кавалерия-интеллигенция Задание 2Расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено предложение. Задание выполните в тетради. 1.Орел с отдаленной поднявшись вершины парит неподвижно со мной наравне.2.Вот север тучи нагоняя дохнул завыл и вот сама идет волшебница – зима.3.Подъезжая к оврагу услышал я издали шум крики голос моего Савельича.4.Городничий очень неглупый по-своему человек служит уже тридцать лет.5.Человек общительный Николай Петрович имел много друзей. Объяснение нового материала 1.Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми, скобками, тире на письме. Сравните:Около дома мы встретились.Около дома, на скамейке, сидели дети. 2. Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечают на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. Около дома, (где именно?) на скамейке, сидели дети. 3. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения. Например: Поздно вечером , (когда именно?) часов в одиннадцать, мы собрались у костра. (Обстоятельство времени). А там, (где именно?) наверху, сияло солнце. (Обстоятельство места). 4. Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно. 5.Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение: а) с помощью союзов: то есть, а именно: Я готовлюсь к заданию ОГЭ С1, то есть к сочинению. 2) с помощью слов: особенно, даже, в частности, главным образом: Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво. Обособление уточняющих членов предложения: 1.Если они являются обстоятельствами места и времени, стоят после уточняемого слова. Всюду, и вверху и внизу, пели жаворонки. Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу. 2. Если они являются обстоятельствами или дополнениями с предлогами несмотря на, например, кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др. В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней. Тренировочное упражнение:определите, нужно ли обособлять заключенные в скобки обстоятельства места и времени (+ нужно обособлять; - не нужно обособлять) 1.(Однажды весной) я слышал в аромате почек благоухающую беседу березы с черемухой.2.Напротив (через реку) поднималась совсем голая каменистая гряда.3.Вокзал остался далеко в стороне (вправо).4.Завтра (5 мая, в 12 часов) состоится встреча с писателем.5.Одиноко (среди леса) ютилась маленькая станция. 6.Поворачиваются за солнцем ( в течение долгого дня) почти все цветы.7. На исходе третьего часа (впереди) мелькнул просвет.8.Напротив письменного стола (у самой стены) помещался низкий и широкий диван.9.Однажды (после обеда) послышался грохот подъехавшего к дому грузовика.10.Маленький домик стоял на горе (над рекой на самом краю города). Спасибо за внимание!Желаю удачи!