Конспект урока по русскому языку Обучающее изложение «Мурлыка»


Тема: Обучающее изложение «Мурлыка»
Тип урока. Урок развития речи.
Цель: формирование навыка письменной речи.
Задачи:
Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану;
Закрепление понятия «план».
Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.
Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитание любви к животным.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем работу с текстами о животных. Будем учиться составлять план текста и пересказывать по плану, разберем трудные слова и напишем изложение. Я желаю вам всем успеха.
Отгадайте, кто главный герой нашего урока.
кот
II. Вводная беседа.
-  Прежде чем начать работу над изложением  давайте  вспомним всё, что мы знаем о тексте.
- Что такое текст?
(Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу.)- Что такое главная мысль?
(Это то, о чём  говорится в тексте.)
- Что вы можете сказать о заглавии?
(У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.)- Что ещё вы можете сказать о тексте?
( Текст можно разделить на части, каждую часть можно озаглавить.)
III. Работа с текстом.
- Чтение текста учителем.
Мурлыка.
Жил у бабушки кот. Звали кота Мурлыкой. Больше всего на свете любил Мурлыка молоко.
Летом кот уважал молоко холодное. Попьёт – и на завалинку. Лапки вверх, холодный живот на солнце греет.
Зато зимой подавай Мурлыке молоко топлёное. Сперва пенку съест, потом всё до капельки вылакает. А потом сразу в снег, горячий живот остужать.
Так Мурлыка то греет живот, то студит. Мышей ловить ему некогда.
                                                                                             (По Н. Сладкову)
- Как вы думаете, это текст? Докажите.
- О ком этот текст?
- Определите основную мысль текста.
IV.. Сбор рабочих материалов
Анализ содержания текста.
-У кого жил кот Мурлыка?
- Что он больше всего любит?
- Какое молоко любит кот летом?
- Что он делает после того, как попьет молока?
- Какое молоко любит Мурлыка зимой?
-Что делает кот после того, как напьется молока?
-Почему кот не ловит мышей?
Составление плана.
Разделите текст на части.
- Сколько частей в тексте? (4.)
На следующей строке запишите слово план.
-Почему вы так думаете?
- Прочитайте 1-ю часть.
-Что вы узнали из этой части?
-Перескажите первую часть.
- Как озаглавим первую часть?
Запишите название в план.
- Прочитайте 2-ю часть.
-Что вы узнали из этой части?
-Перескажите вторую часть.
- Как озаглавим вторую часть?
Запишите название в план.
- Прочитайте 3-ю часть.
-Что вы узнали из этой части?
-Перескажите третью часть.
- Озаглавьте третью часть.
Запишите название в план.
- Прочитайте 4-ю часть.
-Что вы узнали из этой части?
-Перескажите четвертую часть.
- Озаглавьте эту часть.
Запишите название в план.
-Прочитайте план, который вы записали.
Расскажите, как автор относится к Мурлыке.
Какие слова это подтверждают?
V. Физкультминутка.
На доске текст с пропущенными буквами. Ученики называют пропущенную букву, объясняют выбор букв. Учитель вставляет в пропуски правильный вариант ответа учеников. Ученики в тетрадях-задачниках подчеркивают «опасные» места.
VI. Устное изложение по плану и опорным словам
Орфографическая работа.
Прочитайте еще раз текст, найдите еще орфограммы, которые вы знаете, объясните написание и подчеркните.
VII. Заключительное чтение текста учителем.
- я вам прочитала тест еще раз, а вы представьте нарисованную картину. Расскажи текст по плану.
VIII. Написание изложения учащимися.
Вы очень старались, замечательно поработали, подготовились. Я уверена, что у вас получатся очень хорошие пересказы.
Когда напишете, не забудьте поработать редакторами и корректорами.
Во время написания изложения на экране остаётся план изложения и слова для справок.
IX. Самопроверка. Чтение учащимися текстов готовых изложений.
После написания изложения ученики проверяют свой текст, при необходимости вносят изменения и исправления простым карандашом. Читают получившийся текст.
X. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
-Интересен ли был текст?
XI. Домашнее задание.
Придумайте и запишите, в какие игры любит играть Мурлыка.