Курс по русскому языку в 5 классе Занимательная грамматика

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №4»
Кулундинского района Алтайского края


Рассмотрено
методическим советом школы
протокол № от

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
от №






Рабочая программа
учебного курса по русскому языку
«Занимательная грамматика» 5 класс
(основное общее образование)
на 2015 - 2016 учебный год

Составитель: Петрова Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы






















Кулунда 2015
Пояснительная записка

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
Принципы:

Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Методы:

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации:

Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая

Личностные результаты:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы .

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 5-го класса учащиеся должны знать:

отличительные признаки основных языковых единиц;

основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

слова, словосочетания, предложения, текста;

основные орфографические и пунктуационные правила;

о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:

наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
подборка видеофрагментов и аудиозаписей;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по русскому языку.









№ п/п
Кол.
часов
Дата
Тема
Содержание занятий









1
1


Введение. Язык мой – друг мой.
Словарь – мой добрый друг и верный помощник.
Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).

Беседа о богатстве и разнообразии русского языка, его значении в жизни общества и месте, занимаемом в мире
Знакомства со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся
Практическое занятие с привлечением художественной литературы, изготовления тематических карточек

2
1


Устный журнал «Что в имени тебе моем?»
Собственные имена.
Отработка навыков поисковой деятельности учащихся по теме «История моего имени». Презентации.

3
1


Звуки не буквы!
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.

4
1


Банты и шарфы. Что такое орфоэпия?
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Разыгрывание ситуаций со словами.

5
1


В царстве смыслов много дорог.
Знакомство с многозначными словами, словами и омонимами. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

6
1


Об одном и том же разными словами.
Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Игра «У кого ряд самый длинный?»

7
1


«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова.

8
1


Они всегда противоречат.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

9
1


Фразеологические обороты.
Знакомство с фразеологическим словарём. Игра «Скажи иначе».

10
1


Орфография. Без него нельзя никак – Ь
Мягкий знак в конце и середине слова.
Работа над словом. Грамматические сказки и весёлые рифмы.
Игра «Превращение слова в другое». Дидактические игры, упражнения, головоломки.

11
1


Его не слышно в этом слове. Мягкий знак после шипящих.
Страна Ошибок. Словарик Словознайкина.
Грамматические сказки. Инсценировка.
Практическое занятие по орфографическому словарю, решение орфографических кроссвордов.

12
1


Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку». Игра “Найди пару”.
Знакомство с происхождением правила в современном русском языке, решение орфографических задач.
Решение орфографических задач и кроссвордов.

13
1


Непроизносимые согласные.
Играем в загадки.

Решение кроссвордов, составление веселых рифм.
Знакомство с технологией составления загадок и кроссвордов. Практическое занятие.

14
1


Как строятся слова?
Из чего состоят слова? Слова-родственники.
Занимательная викторина «Строители слова»
Сказка «Мудрый корень». Решение орфографических задач.
Дидактическая игра «Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов»
Повторение навыков правописания морфем.

15
1


Игра “Я знаю части речи”.
Определение смысловых и грамматических связей между словами.

16
1


Сколько слов Вы знаете?
Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву»





Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.
Занятие по расширению словарного запаса слов.

17
1


Сколько языков на Земле?
Занятие по расширению кругозора учащихся.





Мы говорим его стихами. Афоризмы.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.




Список литературы

Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.






































13PAGE 15


13PAGE 14715




15