Программа дополнительного образования (элективный курс) «Занимательная грамматика»

НОУРО «Семеновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»




Программа дополнительного образования
(элективный курс)

«Занимательная грамматика»
5 – 7 класс

1 год обучения









Количество часов: 34
Учитель русского языка Горбачева Н.А.







Г. Семенов
2011-2012 уч.год
Пояснительная записка.

Актуальность курса.
Русский язык – главный фактор сохранения и развития российской государственности и русского национального самосознания.
На нашей планете живут много разных народов, поэтому некоторые слова из одного языка перекочевывают в другой. Так в русском языке оказалось два греческих корня: орфо, что означает «правильно», и графо – «пишу». Соединились эти корни и получилось слово орфография – «правописание».
Совершенно невозможно во всем объеме изучить родной язык в школе: любопытные истории из жизни слов, словесные игры и шутки остаются за пределами школьного изучения русского языка.
Курс «Занимательная грамматика» составлен таким образом, чтобы сведения, включенные в него, были полезны и интересны всем ученикам независимо от того, по какой программе они обучаются в школе.

Цель: изучение этого курса поможет побольше интересного узнать о своем родном языке, приблизиться к разгадке его тайн и секретов, понять, почему он считается одним из самых богатых и красивых языков мира.
Выполнение практических заданий, направленных на совершенствование орфографии, умение применять орфографические правила; выполнение творческих, поисковых работ по словообразованию и этимологии.

Задачи курса.
В занимательной, доступной для учащихся форме рассказать об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями, играми, лингвистическими сказками о происхождении слов и выражений.
Предусматривается тренировка в самостоятельном употреблении детьми определенных форм и грамматических структур.
Развить умение применять орфографические навыки на практике и видеть связь происхождения слов.
Изучение теоретического материала сведено к минимуму: включены лишь краткие понятийные структуры – нормы орфографии.








Учебно – тематический план.


Название раздела
Всего часов
Количество теорет. часов
Количество практ. часов

1.
Дорога к письменности.
1
1


2.
кто в алфавите живет?
4
2
2

2.1
Как возникла наша письменность?


1


2.2
Меня зовут фонема.


1
1

2.3
Для всех ли фонем есть буквы?



1

3.
В пути за «главным» правилом.

6
3
3

3.1
«Ошибкоопасные» места


1
1

3.2
Тайна фонемы


1


3.3
Опасные согласные



1

3.4
На сцене гласные


1

3.5
Выходим на «главное» правило


1


4.
«Фонемные» и «нефонемные» правила.

5
2
3

4.1
Когда Ь пишется, а когда не пишется?



1

4.2
«Фонемы повелевают буквами»


1


4.3
Ваши старые знакомые.



1

4.4
Правило о непроизносимых согласных – «фонемное».


1


4.5
«Нефонемное» правило.



1

5.
Как «оседлать» правило?

2
1
1

5.1
Волшебное средство – «самоинструкция».

1


5.2
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.


1

6.
Память и грамотность.

1
1


7.
Язык словами силен, или Тайна русского слова.
2
1
1

7.1
Лексика. Фразеология.


1
1

8.
Копилки слов.

1
1


9.
Приставки – труженицы.

8
4
4

9.1
Поговорим о всех приставках сразу.


1


9.2
Первая группа приставок
(неизменяемые).


1

9.3
Нарушители главного правила (приставки второй группы).

1
1

9.4
Самые трудные (приставки третьей группы).


1


9.5
Что может означать приставка ПРЕ-.
Что может означать приставка ПРИ-

1
1

9.6
Тренируемся на все вместе.


1

10.
Смотри в корень.
4
2
2

10.1
Слова – «родственники».

1


10.2
Кто командует корнями?



1

10.3
Корень и «главное» правило, или «Не лезь за словом в карман!».


1


10.4
«Пересаженные» корни.


1













Литература.
1. Г. Г. Граник и др. «Секреты орфографии» Кн. для учащихся. Москва: Просвещение, 2003г.
2. С.И. Львова Русский язык 5 кл.: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2005
3. С.И. Львова Русский язык. За страницами школьного учебника 6 кл.: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2005
4. С. И. Львова Русский язык 7 кл. За страницами школьного учебника. – М.: Дрофа,2005г.















































Заголовок 115