Конспект урока по русскому языку на тему Отличие простого предложения с однородными членами от простого предложения


ТЕМА: ОТЛИЧИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ОТ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЦЕЛЬ: выявление отличительных особенностей простого предложения с однородными членами и сложного предложения.
ЗАДАЧИ:
1.систематизировать знания учащихся об отличительных особенностях простого предложения с однородными членами и сложного предложения;
2. развивать у учащихся умение пунктуационно оформлять предложения данного типа; развивать речь учащихся;
3. воспитывать самостоятельность; прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты урока:
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- умение контролировать свою деятельность.
Познавательные:
- умение применять на практике ранее изученные знания;
- умение отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение добывать новые знания;
- умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
- умение слушать и понимать речь учителя;
- умение вступать в учебный диалог с одноклассниками.
Личностные:
- умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
- умение учиться выражать свое мнение;
- умение работать над адекватной самооценкой;
- умение осознать необходимость учения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: Чуракова Н.А. Русский язык.4 класс: Учебник 3 ч.; Байкова Т.А. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных работ №2,4 класс.
Этапы урока Содержание этапа
1.Организационный момент.
Цель:
- создать у обучающихся рабочее творческое настроение.
-сконцентрировать внимание учащихся на начальном этапе урока
Цель для учащихся:
-подготовиться к продуктивной работе
Методы организации работы:
приветственное слово учителя; создание ситуации успеха - Прозвенел звонок. Мы на уроке русского языка. Кто может сказать, зачем мы изучаем русский язык?
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
- Вы правы, быть грамотными мы учимся на уроках русского языка.
2.Проверка домашнего задания.
Цель: выявить степень усвоения учащимися знаний об именах прилагательных; о правописании безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов.
- Какие орфограммы вам встретились при выполнении домашней работы? (безударные гласные, проверяемые ударением, безударные окончания имён существительных и имён прилагательных, глаголов, написание ь)
- Что такое имя прилагательное?
- Назовите прилагательные, отвечающие на вопрос чей? чьи? в начальной форме .(медвежьи, павлиний) От каких слов они образовались?
3. Актуализация опорных знаний
Цель:
- систематизировать знания учащихся о предложениях по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложений;
Цель для учащихся: определять виды предложений.
Русский знают все ребята
В нашей солнечной стране.
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык!
- Что мы называем предложением? Сколько предложений в этом стихотворении?
- Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? По наличию второстепенных членов?
- На какие группы делятся предложения? (простые и сложные)
- Запишите предложение, расставьте знаки препинания, выделите основу, дайте характеристику.(Один учащийся работает у доски)
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.(повеств, невоскл, сложн, распростр.)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Сгруппируйте пословицы по смыслу(записаны на доске)
1-ый ряд – о добре 2-ой ряд – о труде 3-ий ряд- о значении роста
Добро не горит и не тонет.
Без труда нет плода.
Наш сокол маленький, да удаленький.
Из малого выходит великое.
Терпенье и труд всё перетрут.
Не устоять худу против добра.
- Найдите пословицу с однородными членами и запишите её в тетрадь, объясните смысл. Докажите, что это предложение с однородными членами.
ФизминуткаЦель для учителя:
- создать условия для снятия перенапряжения, успешного обучения школьников и сохранения их здоровья.
Цель для учащихся:
- получить эмоциональную разгрузку.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
3.Изучение нового материала
Цель:
- систематизировать знания обучающихся о предложениях по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложений;
- раскрыть существенные признаки отличия простого предложения с однородными членами от сложного.
Цель для учащихся: определять виды предложений.
- Вы записали простое и сложное предложение. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Действительно, мы будем работать над различием сложного предложения и простого с однородными членами.
- Как отличить простое предложение от сложного? (по наличию грамматических основ)
- однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову; в сложных предложениях каждая часть – самостоятельное предложение.
- Что общего у простого предложения с однородными членами и сложного предложения? (союзы И, А, НО)
- Сделайте вывод о знаках препинания в простых и сложных предложениях.
4.Закрепление нового материала.
Цель: составлять сложные предложения.
Цель для учащихся: уметь выделять грамматическую основу.
- соедините части сложного предложения, выделите грамматическую основу. (по рядам)
Сверкнула молния Загорелась на небе семицветная радуга
Ярость молний постепенно ослабевала Вслед за тем послышался резкий удар грома
Улыбнулось из-за туч солнышко Удары грома становились всё отдалённее и глуше
- Помните: части сложного предложения связаны по смыслу!
5.Итог урока
Цель: выяснить степень осознанности усвоения учебного материала урока.
- В чём главное отличие простого и сложного предложений?
- Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
- Поднимите руки те, кто узнал что- то новое на уроке?
- Для кого из вас материал показался сложным? Лёгким?
6. Домашнее задание - Для того, чтобы закрепить знания, полученные на сегодняшнем уроке, дома выполните упр.№ 188, с.185-186. Прочитайте задание к упражнению. Выполняли мы сегодня похожее задание? Я думаю, что вы справитесь с этим упражнением.