Урок по русскому языку Знаки препинания внутри простого предложения (5 класс)


1. Предмет:   Русский язык
2. Класс:   5
3. Тема урока:  Знаки препинания внутри простого предложения
4. Тип урока:  Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
5. Цель урока:   Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».  
6. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса:  простое  предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения,  обращение; постановка знаков препинания на  письме);
развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову.
7. Планируемые результаты:
Предметные:
   Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, при вводных словах;
  Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение, определять однородные члены предложения, обращения, вводные слова; ставить знаки препинания при письме; выполнять   пунктуационный разбор.
Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные:  Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре, в малой группе; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения;   использовать полученные на уроке знания в жизни.
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный этап
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний.
ФизминуткаОбобщение и систематизация знаний.
Рефлексия
Домашнее задание Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Что же мы будем повторять? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд (Слайд 2), который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки
1 2 3 4 5 6 7 8 9
с и н т а к с и с
1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает
действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? каков предмет? что такое предмет? может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчеркивается двумя чертами (сказуемое). 2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого (и).
3. Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложение произносится тихо, спокойно (невосклицательное).
4. Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже (тире).
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая (а).
6. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь (кавычки).
7. Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).
8. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее (именительный).
9. Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).
В итоге сложилось слово «синтаксис».
- Что такое синтаксис?
Синтаксическая пятиминутка.
1. Ласточка выпила воды и рассказала Дюймовочке свою историю. 2.Лебеди испустили какой-то странный крик, взмахнули большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края.
Ответим на вопросы:
Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
1. Работа в группах.
Составить предложения по данным схемам.
[―и―= ].
[ –═, но═].
[ –=иO, иO,иO].
2. Записать предложения, в простых выделить грамматическую основу, составить схемы сложных предложений.1.​ Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
2.​ Распустилась черёмуха, и над самой водой позеленели кусты смородины
3.​ Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.
4.​ Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
5.​ Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
6.​ Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошёл ветер.
3. Самостоятельная работа – упр. 260
4. Индивидуальная работа у доски по карточкам (2 чел-ка)
Сделать синтаксический разбор предложений:
1 Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле.
2. Свежий ветер пахнет мятой , васильками, лебедой.
Ребята, а сейчас я попрошу вас закончить предложения: Сегодня на уроке:
Я узнал …..
Я научился….
Мне было легко….
Мне было сложно ….
Упр. 258Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Обучающиеся выполняют задания
Учащиеся записывают предложение, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы.
Работают в группах
Выполняют задания с предложениями.
Самостоятельно работают с упражнением.
2 ученика работают у доски.
Подводят итоги