Воспитание любви к малой родине через организацию внеурочной деятельности в 7 классе

Худякова Валентина Генряевна,
воспитатель, ГБОУ РХ «Хакасская
национальная гимназия – интернат им. Н.Ф.Катанова»

Воспитание любви к малой родине через организацию внеурочной деятельности

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину такую,
Каким её ты в детстве увидал.
К.Симонов
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Сегодня эта проблема приобретает особую значимость. Смысл школьного образования в том, что школа, безусловно, должна передавать детям знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие и процветание.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Любовь к Родине - это активная гражданская позиция. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.  
Педагоги всех времен, в том числе и в наши дни, уверенно говорят, что любовь к Родине берет свое начало в семье, в родном доме. Тесная взаимосвязь с родителями – важное условие нравственно – патриотического воспитания детей. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
 «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам» (Д.С. Лихачёв)
Воспитание ценностных отношений – сложный и тонкий процесс. Воспитание ценностного отношения к Родине представляется особо трудным. Эта работа должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса,  но в особенности во внеурочной деятельности. Правильно организованная внеурочная среда даёт широкие личностно ориентированные воспитательные возможности.
В своей работе я опираюсь на развитие формирования у детей чувства национального самосознания через возрождение родовых традиций, с изучения родной природы, что является важнейшей стороной патриотического воспитания. Любовь к родине, ответственность за нее начинается с любви к родителям, к своей земле, родному дому, месту, где живешь.
Тем более, что наша земля славится  своей замечательной природой. А чтобы понять и по-настоящему полюбить эту природу, нужно её хорошо знать.
 Богата  Хакасия и талантливыми людьми. Она дала стране многих выдающихся деятелей науки, техники, культуры, героев Великой Отечественной войны. На хакасской земле и сейчас живёт прекрасный трудолюбивый народ.
 Узнать как можно больше о родном крае, его прошлом и настоящем - естественные желания юного гражданина. Удовлетворить эту потребность школьников - основная задача.
Поэтому чрезвычайно важно так организовать систему обучения и  воспитания, чтобы каждый ребёнок хорошо знал природу родного края, был патриотом своей «малой родины». Воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы: экскурсии по родному краю, они знакомят подростков с природой, достопримечательностями родного города, села, республики, страны. С воспитанниками своего класса мы совершили экскурсии в Долину Царей и посетили памятники древней хакасской цивилизации Салбыкский курган и Барсучий лог, запомнились экскурсии в Хакасский республиканский краеведческий музей им.Кызласова, музей им.Матьянова в г.Минусинске, музеи г.Красноярска. А также музейные уроки, проектная деятельность, гимназические праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми. Любовь к родной земле у каждого народа проявляется исторической, генетической, религиозно – мировоззренческой памятью. Важная составная часть в воспитании – это приобщение детей к семейным традициям, традициям и обычаям своего народа и страны.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, не наполнив их души  переживаниями красоты родных мест. Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чем он любуется, во что вкладывает частицу своей души.
В заключении хочется подчеркнуть, что воспитатели и родители первыми раскрывают перед детьми окно в большой мир, первыми знакомят их с Родиной. Пути воспитания могут быть разными, но главное – зародить в ребенке великое чувство гордости за Родину. свою страну. за свой народ.

Литература

1.Бутанаев В.Я. традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996.
2.Адаменко С. Воспитываем патриотов России. Народное образование.2005. - № 4. – С.23


15