Конспект открытого урока в 4-м классе по ОПК по теме Николай Чудотворец


Тема урока: «Николай Угодник – Святитель и Чудотворец».
Цель: знакомство детей с основными событиями жизни святого Николая Угодника; формирование представлений о таких духовно-нравственных ценностях, как милосердие, щедрость, бескорыстие.
Задачи: образовательные (формирование познавательных УУД): формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме с использованием понятий «святитель», «милосердие»;
воспитательные (формирование личностных УУД): способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся на основе жизни Святителя Николая Угодника, воспитывать доброту, милосердие, уважение к окружающим, стремление совершать добрые поступки, применять полученные знания в личном жизненном опыте;
формирование коммуникативных УУД: строить монологическое высказывание, формулировать собственное мнение, совершенствовать навыки работы в коллективе;
формирование регулятивных УУД: развивать воображение, навыки рефлексивной деятельности (осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить).
Оборудование: интерактивная доска, слайд-проектор с презентацией «Храм нашего города», фотокамера, портреты Николая Угодника.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2.Актуализация знаний.
Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок, который поможет нам жить в тепле и согласии. Вы хотели бы этого? Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу! Если вы научитесь улыбаться, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам с радостью. Окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Думаю, что сегодняшний день будет для вас радостным…А какое сегодня число? Какой праздник? (Ответы детей)
3. Сообщение новых знаний.
С давних пор на Руси существовал праздник – День Святого Николая. Отмечали его 19 декабря. Святой Николай-Угодник дарил детям подарки, его называли Николаем Чудотворцем. Считалось, что он спасал людей и животных от пожаров, наводнений и разных бед. Святой жил в III веке в Малой Азии. Сегодня, спустя17 веков, его прославляет весь христианский мир за праведную жизнь и чудеса, творимые во славу Божию. Хотите узнать о жизни святителя Николая Чудотворца?
Как мы сформулируем тему нашего урока? (Жизнь и чудеса святителя Николая Чудотворца).
У родителей Николая Чудотворца долго не было детей. Они молили Бога послать им сына и дали обет посвятить его на служение Господу. Усердная молитва была услышана, и Господь даровал им сына, которого при крещении назвали Николаем. Сохранилось предание, что пока совершалось таинство крещения, ребёнок, не поддерживаемый никем, простоял в купели три часа. Все увидели, что родился необычный младенец (ученица читает стихотворение№1). Когда родители умерли, Николай огромное богатое наследство раздал нуждающимся, а сам постоянно трудился и пребывал в постоянной молитве. Неисчислимы были подвиги его любви и милосердия к людям.
Вам, наверно, интересно, почему Святителя Николая называют Мирликийским? Во время молитвы ему явился светозарный юноша и возвестил: «Николай! Ты должен выступить на служение народу, если желаешь получить венец от Меня». Он понял, что чудесный голос был голосом Самого Господа Бога. И Святой отправился в город Миры – столицу Ликии. Здесь он жил как нищий, терпя всяческие лишения. В это время в Мирах скончался архиепископ всей Ликии. Все остальные епископы собрались в Мирах для избрания нового главы Ликийской церкви. О том, как происходило
избрание, нам расскажет Марина Михайловна (ученик читает стихотворение№2).
Нам теперь будет интересно попасть в те далёкие времена…Слышите? (звучит музыка). Вот как это было…Жили-были три сестры в далёкой стране, которая называлась Ликия, а город – Миры. Когда наступало Рождество, мама пекла им вкусный пирог и пела песенку про ослика, хотя это была песенка про рождение Иисуса Христа. (Звучит песня «В ночном саду» в исполнении девочек).
А потом сёстры остались одни – мама их умерла. Они умели ткать, вязать, вышивать и своим трудом зарабатывали на жизнь. И вот наступило Рождество. На этот раз вместо пирога у них была каша из кукурузы. Но сёстры старались не плакать, подбадривали друг друга. И тогда старшая сказала: (разыгрывается сценка).
Старшая сестра: «Я придумала! Вы продадите меня в рабство!»
Педагог: Она решила, что на рынке, где продают людей, за нее заплатят большие деньги, и младшие сестры смогут на них прожить. Скажите, хорошо она придумала? (Ответы детей)
Младшие сёстры: Ты что говоришь! Да ни за что на свете!
И вдруг… Знаете, я рассказываю не сказку, это реальная история, без всякого волшебства. Вдруг в открытое окно влетел мешочек! Подняли его сёстры, развязали – а там золотые монетки! Много! Целый год на них можно жить. Кто же бросил этот мешочек? (Ответы детей).
От радости сестры накупили и конфет, и пирожных. Устроили пир на весь мир… А вскоре старшая сестра вышла замуж, и приданое ей сестры дали хорошее.
Но вот прошел год, кончились денежки, и две сестры опять заскучали. Они и носки вязали на продажу, и пирожки пекли – и всё-таки еле-еле сводили концы с концами. И так вышло – опять сидели они перед Рождеством грустные-грустные и размышляли: как им жить дальше? И тут вдруг… кто угадает? (Ответы детей).
Да! Опять в открытое окно влетел мешочек с золотом! На этот раз сестры выбежали из дома – очень любопытно им стало, но никого не нашли, услышали только, удаляющиеся шаги.
Порадовались сестрички, повеселели. А вскоре и средняя сестра замуж вышла. И к следующему Рождеству младшая сестра осталась одна-одинешенька. Пришла она домой, сварила кашу себе на ужин и вдруг… Что вдруг? А вот и нет, окно-то было закрыто. Холодная погода в тот год выдалась – дождь, ветер, слякоть. Младшая сидела у очага, а на веревке, перед огнем, сушила свои чулки – она их промочила на улице. Вдруг услышала: по крыше кто-то ходит. Испугалась она, прислушалась. Что-то вдруг зашуршало в дымоходе и – бух! – упало в ее чулок, висевший на веревке. Вытряхивает она чулок – а там… (Ответы детей). Верно, опять мешочек! Выскочила она за порог и видит…
(Крадучись появляется Святой Николай. Он в длинной одежде с капюшоном, закрывающим лицо).
- Ну-ка, помогите младшей сестре – а то она так и не узнает, кто же это.
(Святой Николай пытается увернуться от детей, но они его обступают и усаживают на стул. Младшая сестра откидывает с его лица капюшон).
Младшая сестра:
Ох,… отец Николай, это вы? И тогда… и тогда это вы были? Вы нам помогали? Спасибо вам!
Св. Николай:
Скажу тебе правду – это я.
Педагог:
Оказывается, был в городе Миры, где жили сестры, добрый священник - отец Николай. Шел он в Рождественскую ночь мимо и случайно услышал, как девочки грустят и плачут. Решил послушать, о чем они говорят.
Св. Николай:
А чем дальше слушал, тем больше мне эти сестры нравились.
Педагог:
А как вы думаете, чем они ему понравились? (Ответы детей).
Св. Николай:
Да, вы правы. Это хорошие девочки, добрые, трудолюбивые и дружные. Я и решил им помочь – подбросил в окно все деньги, которые у меня с собой были, и быстренько ушел.
Педагог:
А почему Вы, отец Николай, в окно бросили, а не в руки дали? Почему ушли сразу? (Обращаясь к детям). Может, вы объясните? (Ответы детей).
Св. Николай:
Да, так оно интереснее – дарить подарки, чтобы никто не знал, от кого они. Еще Христос говорил: добрые дела надо творить втайне. Чтобы не для похвалы ты их делал, не хвастался бы потом, а только для человека, которому решил помочь. Тогда они и вправду добрые. И так мне понравилось делать подарки, особенно тем, кто их ниоткуда не ждал. Так это приятно, что я теперь каждый год перед Рождеством обхожу дома с мешком разных подарков – видите, какой у меня мешок? (Встает и показывает мешок). Очень приятно дарить, может, даже лучше, чем получать!
Педагог:
А не холодно ли тебе, святой Николай, у нас в России? Может, дать тебе одежду, подходящую для нашего мороза?
(Педагог надевает на св. Николая длинную красную шубу, меховой колпак, валенки).
Ребята, святой Николай стал прообразом Санта Клауса на западе, а в России – Деда Мороза. В праздник дети получают сладкие пряники и конфеты, разные подарки. Но не стоит забывать и о другой праздничной традиции: в День Святого Николая принято помогать обездоленным – детям – сиротам, бедным, больным. Потратьте немного времени и обязательно поздравьте с праздником близких. Это добро к вам вернется.
Физкультминутка
Педагог: Жизнь Николая Чудотворца для многих поколений стала образцом для подражания. Имя Николай в переводе с греческого – «победитель народов». Своей святой жизнью Николай Угодник победил весь мир. Сейчас он находится в вечности, в бессмертии… Во всех странах мира воздвигнуты храмы в его честь, во имя святого Угодника Божия Николая Чудотворца. Каждый день, спеша в школу, вы проходите мимо такого храма. Давайте на мгновение перенесёмся в наш храм и вспомним о нашей экскурсии….
(Просмотр презентации «Храм нашего города»).
В заключение хочется пожелать, чтобы жизнь каждого из нас изо дня в день наполнялась делами добра, которые приносят чувство радости и счастья, помогают приблизиться к святости. Помните, что святые – это люди, которые вобрали в своё сердце только свет.
4. Рефлексия
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.
- Произвело впечатление…
- Мне понравилось…
- Мне запомнилось…
-О чём вам хотелось рассказать дома?
5. Домашнее задание: по рабочим тетрадям (урок №26, задание №7,8 на странице 98-99).