Классный час Николай Чудотворец — великий Святой (4 класс)


КЛАССНЫЙ ЧАС
в 4 классе
«Николай Чудотворец – великий Святой»
Подготовила: Зуева Л. В.,
учитель начальных классов
Цель: расширение представления о жизни общества (возникновение жизни, понятие о религии);
Задачи:
1) познакомить с жизнью Святого Николая, уточнить понятия «святой» и «святые люди»;
2) развивать интерес к окружающей жизни; формировать желание развиваться, много знать;
3) воспитывать желание быть добрым, щедрым, уважительным.
Оборудование: портрет Святого Николая;
фильм о Николае Чудотворце;
презентация о Николае Чудотворце.
Музыка: С. Рахманинов. Колокольный звон.
Таблица-схема. Происхождение жизни.
Ключевые слова: святой, чудотворец, Библия, религия, гармония.
I. Начало урока. (7 мин.).
Дети сидят парами и командами. (3 команды)
1. Упражнение 1 «Комплимент». Ты сегодня похожа на…
( назвать цветок)
Цель упражнения: учить видеть позитивные качества человека.
2.Упражнение 2 «Подышим глубоко». Глубокий вдох, медленный выдох.
Цель: гармонизация общего состояния; сосредоточение внимания на восприятие.
3. Упражнение 3. Найди лишнее слово.
Задание выдаётся каждой группе на карточке. Лидер представляет ответ.
Задание. Найди лишнее слово.
Уважение, искренность, забота, доброта, прощение, ромашка, взаимопонимание, взаимопомощь, радость, восхищение.
4. Упражнение на развитие воображения.
Учащиеся закрывают глаза, учитель даёт задания для воображения.
Представьте себе ромашку. Постарайтесь мысленно увидеть как можно больше деталей. Какого она цвета, есть ли оттенки, много ли лепестков, какая серединка цветка, как пахнет цветок или его стебли, что произойдёт, если вы очень близко к носу поднесёте букет из ромашек, пройдитесь мысленно по лугу или по саду, где растёт много ромашек. А теперь расскажите о своей ромашке.
Представитель от каждой команды рассказывает о своей ромашке.
5. Учитель:
Красивый цветок. Я предлагаю сделать его символом нашего урока.
(Учитель укрепляет три большие ромашки из бумагопластики на доске).
II. Объявление темы (2 мин.)
1. Чтение стихотворения.
Он в Европе – Санта Клаус,
Здесь – Святитель Николай.
Но каким бы ни был статус –
С ним в игрушки не играй!
Всех детей, что год прошедший
Хорошо себя вели,
Ночью зимнею и снежной
Он подарком наградит.
Кто родителей не слушал
И весь год упрямым был–
Те подарки не получат–
Николай о них забыл.
Чтоб с ним снова подружиться,
Нужно всех родных любить,
С прилежанием учиться
И воспитанными быть.
2. Просмотр презентации «Святитель Николай» на фоне музыки С. Рахманинова.
3. Учитель:
Мы поговорим на уроке о Святом Николае. Его любят все дети.
Он дарит им подарки. Давайте сегодня сделаем ему подарок, красивую
ромашку с нашими обещаниями.
Укрепляет четвёртую ромашку под портретом Николая.
III. Актуализация знаний (2 мин.)Беседа.Кого называют святыми?
Как становятся святыми?
Каких святых вы знаете ?Как вы понимаете словосочетание «святой человек»?
IV. Основная часть урока. (20 мин.)
Уточнение понятий. Рассказ о жизни святого Николая.
1. Работа над значением слова «Святой», словосочетанием «святой человек».
Святой – человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
Святой – проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный.
2. Сообщение учителя. Работа с таблицей.
ЖИЗНЬ
наука религия
космический взрыв и др. теории высший творец БОГ
вода, солнце
растения, животные
человек
законы Библия
герои святые
Г А Р М О Н И Я

Библия запрещает убивать, воровать, лгать, чревоугодничать, ненавидеть.
Это личное дело человека – принимать научные знания или религиозный подход к жизни. Этот выбор вы сделаете сами, когда будете готовы.
Что такое Гармония?
Дети делают вывод с помощью учителя после обсуждения содержания таблицы:
Гармония – это когда,
человек интересуется наукой.
изучает Библию.
изучает религиозные и бытовые традиции своего народа.
использует всё лучшее из науки и религии.

3. Как появляются святые? О чём гласит библейская легенда?
Рассказ учителя:
Николай родился в 280 году. Его родители были знатными людьми и верили во Христа. Это можно было назвать подвигом. Потому что тогда, кто верил в бога, подвергался гонениям. Долго у них не было детей. И вот бог дал им сына. Назвали они его Николай.( побеждающий народы). С малых лет он размышлял о боге.
Когда он подрос, родители отдали его учиться, что он делал с большим усердием и успехом. Он избегал пустых разговоров, суетных развлечений, и епископ города рукоположил юношу в священный сан. И он стал вести ещё более строгую жизнь. Он много молился, пребывал в посте. Горожане полюбили его за пламенную веру и усердное служение людям. Родители оставили ему большое наследство. А он всё наследство отдал бедным людям. Много раз подвергался мукам за веру. А он продолжал делать добрые дела; спасал моряков, невинно осуждённых, бедных и больных. Особенно Николай любил детей: приносил им подарки к праздникам. Все, кто к нему обращался, получали помощь.
3. Просмотр фильма (2,5 минуты).
V.Адаптационно-преобразующая часть (10 мин.)1.Украшение ромашки для Николая.
Каким был Николай?
На лепестках ромашки дети пишут качества Николая.
2. Рассказываем стихи для Святого Николая, о святом Николае. (Звучит музыка: С. Рахманинов «Колокольный звон»).3. Задание группам. Написать обещание Святому Николаю.
Выбрать нужные слова из группы слов:
Патриот, любить семью, старательно учиться, познавать мир, развиваться, быть ответственным, любознательным, доброжелательным, здоровым, уважающим окружающих, самостоятельным.VI. Итог урока (4 мин.)
1. Что больше всего запомнилось?
О чём захотелось прочитать?
В честь какого Святого вы крещены?
2. Поздравление детей с днем Святого Николая, вручение подарков.
P.S. В результате урока возник вопрос у ученика: «Если Бог создал все на Земле, то кто тогда создал Бога?»