Конспект урока по русской грамоте «Согласные звуки [ ф], [ ф]. Буквы Ф, ф»

ГУ «Боскольская средняя школа отдела образования
акимата Карабалыкского района»





Обучение грамоте 1 класс


Тема: «Согласные звуки [ ф], [ ф'].
Буквы Ф, ф»





Подготовила
учитель начальных классов
Боднар Н.А.






с. Босколь

2015 – 2016 уч. год



Тема: «Согласные звуки [ ф], [ ф']. Буквы Ф, ф»

Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с буквой Ф, и звуками, которая она обозначает;
научить ребят различать звуки [ ф], [ ф'];
читать слоги и слова с данной буквой;
Развивающие:
развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные задачи:
прививать любовь к чтению, к книге;
формировать познавательный интерес;
воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
учить работать в парах, группами, сообща;
воспитывать чувство гордости за Родину.
Тип урока: знакомство с новой буквой
Оборудование:
Аудиозапись мультфильма «Трое из Простоквашино»;
Рисунки с предметами, морских волн, кота Матроскина, кораблики;
Индивидуальные карточки;

Ход урока
1. Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали, И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем: И читать, и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного!
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.
Психологический настрой
– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.
Слайд 2
Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится.
Звучит голос кота Матроскина из мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино».
Вы узнали этого героя?
Из какого он мультфильма?

Слайд
- Как вы думаете, почему у кота такая фамилия? Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем. Если мы будем внимательными, старательными, то поможем Матроскину узнать что-то новое.
2. Проверка Д/з
- Но сначала мы ему покажем, как мы выполняем Д/з
- Алина читает стихотворение «Горячая пора»
- Вова, Настя, Кирилл, Дима С, Матвей, Нариман.

3. Введение в урок
А) Мобилизующий этап
- Молодцы ребята. А теперь посмотрите внимательно на экран.
Слайд 4
- Показываются картинки, на которых изображены предметы с буквой Ф. (Флаг, фрукты, филин, фламинго, портфель, жираф, дельфин, туфли).
- Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо.
Слайд 5
Меняю местами.
- Назовите, что стояло сначала.
Слайд 6. Проверим.
- Что объединяет эти слова?

4. Формулирование темы и цели урока
Слайд 7
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.
(Тема урока «Буква Ф и звуки, которая она обозначает»)
Цели урока:
- познакомиться с
- учиться отличать .
- учиться читать..

- Кот Матроскин отправился в путешествие на казахстанском корабле?
Но как можно догадаться, что корабль – казахстанский?

Слайд 8
Изображение флага. Рассмотрите его. (Матвей рассказывает о флаге)
- Какой цвет у нашего флага? Что он обозначают?
5. Знакомство с новыми звуками
- Откройте учебники на стр 98. Давайте посмотрим в каком домике живёт звук Ф?
- Давайте проверим так ли это.
- Произнесите первый звук в слове флаг.
Работа по парам:
- Тимур у доски составляет звуковую схему слова Флаг, остальные на местах.
- Дайте характеристика звука [ ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)
- Увидев, такой красивый корабль, радостно показались на гребне волны дельфины.
- Разделите слово дельфин на слоги. Произнесите второй слог. Выделите первый звук в слоге.
- Дайте характеристику звука [ ф'].У доски делает схему Вова.
(Согласный, глухой, мягкий.)

6. Физминутка
Вместе с Матроскиным поплаваем и мы с вами. Если услышите твёрдый звук [ф], то Плывёте как на лодке, гребя вёслами, если услышите мягкий звук [ф'], то отпускаете вёсла и отдыхаете.
Называю слова: телеграф, фамилия, фуражка, филин, портфель, финики, профессия, факир, фокус, фиалка, флот,

Фуфайка, фуражка, футбол, ферма, февраль, фыркать, фигура, фиалка, фартук, факел, факир, фата, фокус, фотография, фонарик, Фёдор)
7. Знакомство с новой буквой
- Найдите новую букву.
(Буква прикреплена в классе в разных местах вместе с другими буквами.)
- Встаньте, изобразите букву Ф.
- На что похожа буква Ф?
Слайд 9
- Ребята кто прочитает коту Матроскину стихотворение про букву Ф?
Чтение стихов о букве ф.
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Никита
Я - футбольный судья. Целый день с мальчишками. Два футбольных мяча  У меня под мышками.
Даша.
Всем известно без подсказки: Буква Ф - как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас.

1) Задание по группам.
У кого жёлтая карточка, те выполняют задание 1 группы, у кого карточка зелёного цвета, те выполняют задание 2 группы.
2) Работа на карточках:
1 группа – Найди и подчеркни буквы Ф,ф
АвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРеУЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ

2 группа –Найди слова с буквой Ф и подчеркни карандашом.
фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди
жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз
эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд

Работа в прописях: учитель показывает на доске буквы Фф
Слайд 10
- Ребята, а какой буквой обозначатся звук Ф, на письме?(правильно буквой эф ) Вот сейчас мы и будем с вами учиться писать букву эф.
Прописывают элементы буквы ф.
Прописывают строчную букву ф
Прописывают заглавную букву Ф
8. Чтение слогов с новой буквой
Слайд 11

- Молодцы ребята, давайте немного отдохнём и прочитаем слоги с буквой эф.
Читают слоги: (Ярослав, Тимур, Сабыржан, Дима Л)
фа фи
К фо фе Н
фу фя
фы фё
Чтение сверху вниз, справа налево, прибавляя буквы К и Н.
С разной интонацией, пропевая.
- Почему слоги разделены на 2 группы?
Слайд 12
Дополни слоги до слова.
ФА КУС
ФО РА
ФУ ТО
ФИ НТИК

Слайд 13
Проверка.

- Молодцы ребята прочитали слоги вы хорошо, а теперь их пропишем в прописи.
Я показываю на доске.
Слайд 14
9. Отгадайте загадки, узнаете новое слово
- Ребята вы любите отгадывать загадки? Давайте покажем какие мы умные и сообразительные Коту Матроскину.

Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Филин)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

На скале он строит дом.
Не боится жить он в нём.
Два могучие крыла
У хозяина (орла)

Я – усатый, полосатый
Не люблю весёлых игр.
Отгадайте. Кто я? (Тигр)
- Какое слово получилось?
Выявление смысла слова флот.

10. Беседа по иллюстрации
Рассматривание иллюстрации
-Что вы видите на рисунке? (Корабли, пароходы.) 
-Как одним словом можно назвать корабли, пароходы? (Суда.)        
11. Назвать виды кораблей
Слайд 14
- Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.

12. Физминутка. Зрительная гимнастика
- Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.
И Матроскина прокатим.
Закройте глазки (1-2-3).
Зажмурьте глазки (1-2-3).
Быстро поморгайте (1-2-3).
Закройте глазки (1-2-3).
Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы.
Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к заключительному испытанию.
- Слоги мы прочитали. Какое задание можем выполнить дальше?
Слайд 15. Прочитайте слова на экране.
- Какие слова непонятны?
- Какие слова можно, отнести к морской тематике? (Телеграф, фотография, флаг, флот.)
- Какие задания можем выполнить с этими словами?
- Разделите на группы по разным признакам.
- Найти заданные слова в классе.
(Прикреплены карточки со словами в разных местах.)
- Молодцы. Ребята про корабли есть много замечательных стихотворении. Вот и сейчас мы с вами прочитаем небольшое стихотворение.

Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.
Слайд16
- Кто автор этого произведения? Из какого произведения?
Хоровое чтение.
Работа по группам.

Д/п материал.
13. Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Давайте расскажем коту Матроскин, что узнали на уроке сегодня
Беседа.
Учитель:- Какой была тема урока?
- Что нового для себя узнали?
- Что было интереснее всего? Поделись своим впечатлением от урока.

У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно разместить их на гребнях волны.
* Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот поместите свой кораблик на высокий гребень волны.
* Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием – на средний гребень волны.
* Кому было трудно успевать и выполнять задания поместите свой кораблик на низкий гребень волны.

Ученики прикрепляют кораблики на доску.
14. Домашнее задание, возьмите карточку, которую вам приготовил Матроскин. (см. Приложение
15. Оценки:
Я благодарю вас за работу.
логотип школы 1 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315