Статья Обобщение опыта работы с детьми в общеобразовательных учреждениях


И.А. Ефимцева
Иркутск, Россия
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье анализируется и обобщается опыт работы учителей общеобразовательных учреждений с одаренными детьми в рамках реализации многочисленных образовательных программ, в том числе в рамках ФГОС, находящегося на сегодняшний день на пике внедрения в образовательный процесс школы.
Ключевые слова: концепция; стандарт; программа; одаренность; одаренные дети; модель; педагогическое сопровождение.
I.A. Efimtseva
Irkutsk, Russia
GENERALIZATION OF EXPERIENCE WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The article analyses and generalizes the teachers’ experience working with gifted children at school as a part of the numerous educational programmes, including Federal State Educational Standard, being at peak of the introduction in the school educational process.
Key words: concept; standard; programme; gifts; gifted children; model; pedagogical support.
Современное капиталистическое общество все больше и больше нуждается в людях, способных творчески подходить к любым изменениям в мире, оригинально и качественно решать вновь возникшие проблемы. Данная потребность связана с набирающими обороты темпами развития общества и необходимостью подготовки нового поколения к жизни в быстро меняющихся условиях.
Одним из важных компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне культурного, научного, политического, управленческого потенциала общества является эффективная организация обучения одаренных детей. Именно поэтому в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации занимается разработкой и отслеживает реализацию различных государственных программ, направленных на улучшение качества образования. Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми в следующих программах:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором отмечается «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей …, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы» [9].
2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (программа 2020) [8]. Одной из приоритетных задач данной программы является обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и места жительства; формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью [2, с. 18];
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны [5, с. 87];
4. Комплексно – целевая программа «Одаренные дети». Основными направлениями работы являются: 1) разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся; 2) диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало; 3) создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей; 4) развитие творческих способностей учащихся; 5) поощрение – стимулирование дальнейших творческой деятельности; 6) организация методической работы с учителями по данной проблеме [12, с. 56].
5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, в которой упоминается о том, что серьезной проблемой российского образования является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования детей. Однако благодаря реализации данной программы будет обеспечено создание ресурсов и программ для одаренных детей. Кроме того, более 90 % детей школьного возраста будут иметь возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования; 30 % общего числа обучающихся на всех ступенях и уровнях образования будут проходить оценку своих достижений через добровольные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей успешной социализации личности [4].
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов.
Обсуждение той или иной проблемы возможно лишь в том случае, если существует точное определение термина, о котором пойдет речь. Разные ученые вкладывают разное значение в понятие одаренность. На наш взгляд, наиболее точную дефиницию дает Д.Б. Богоявленская, которая считает, что под одаренностью следует понимать системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими [1]. И даже лозунг современного образования «образование через всю жизнь», кардинально отличающийся от предшествующего лозунга «образование на всю жизнь», подчеркивает, что особое внимание стоит уделять тому, что меняется на протяжении всей жизни, одаренности, таланту.
Для того чтобы качественно работать с одаренными детьми, педагогу необходимо разработать план действий, которые он будет осуществлять для достижения поставленной им цели. Поработав с государственными программами, направленными на поддержку одаренных детей, с учебно-методической литературой, мы пришли к созданию педагогической модели организации работы с одаренными детьми. На основе понятий данных Т.Ф. Ефремовой [2] и С.И. Ожигова [7, с. 321] можно сделать вывод, что модель организации работы с одаренными школьниками – это образец для организации новой, наиболее эффективной, плодотворной педагогической деятельности учителя в процессе работы с одаренными учащимися. Любая модель, создаваемая человеком, имеет свою цель, задачи и ожидаемый результат. Целью модели педагогической поддержки одаренных школьников является: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, совершенствование процесса педагогической поддержки школьников. Задачи:
На этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей;
Определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
Проводить факультативы для одаренных детей, мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, конкурсы знатоков, предметные КВН;
Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в организации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям) [6].
Данная модель основывается на таких основных направлениях как:
1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:
социально-психологическое изучение учащихся школы (для этого педагогу необходимо провести беседу с психологом, классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, одноклассниками, друзьями, братьями, сестрами, по возможности со всеми людьми, с которыми общается ребенок. Только такое тщательное изучение круга лиц, сферы, в которой живет ребенок, поможет составить наиболее точную картину о потребностях, социальном статусе, духовном и интеллектуальном развитии учащегося);
отбор одаренных детей (работа с психологом, родителями, классным руководителем, учителями-предметниками, сверстниками, проведение различных психолого-педагогических методик и диагностик по выявлению одаренных учащихся). Однако при этом не следует забывать, о тех детях, у которых не было выявлено явной одаренности, у них могут быть способности, как очевидные, так и скрытые, которые необходимо развивать;
психологическое обследование одаренных учащихся (работа с психологом, проведение психологических тестов, методик, диагностик);
психофизиологическое и медицинское обследование одаренных детей (работа с медицинским работниками, изучение медицинских карт, беседы с родителями, самими детьми);
психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит воспитание и обучение (педагогу совместно с психологом необходимо сходить к ребенку домой, чтобы узнать, где, как, в каких условиях происходит воспитание ребенка, с кем он общается во внеурочное время).
2.  Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных детей (для каждого учащегося нужно завести специальную карту, где будут записывать свои данные психолог, медицинский работник, классный руководитель как воспитатель, он же (классный руководитель) будет вносить обработанные данные учителей предметников, родителей, сверстников, самих учащихся);
создание развернутых характеристик на одаренных детей (в такой характеристике должно быть прописано как можно больше информации об ученике: ФИО, дата рождения; все данные о родителях; о братьях, сестрах; в каких отношениях ребенок находится с родственниками, одноклассниками, учителями; в каких условиях воспитывается ребенок; какие дополнительные учреждения посещает; чем увлекается; чего боится; как ребенок сам к себе относится, как себя оценивает; как его оценивают другие люди; какое состояние здоровья у ребенка);
организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей (классному руководителю необходимо провести консультацию с самим ребенком, рассказать о его особенностях, чтоб он уделял больше внимания своему природному дару). Педагогам также необходимо рассказать об особенностях данного ребенка, дать рекомендацию, как лучше организовывать работу с этим учеником на занятиях, учитывая его способности, здоровье, психологические особенности;
разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей (рекомендации предназначены для родителей, педагогов);
организация психолого-педагогического семинара для учителей (педагоги могут поделиться опытом по работе с одаренными детьми);
организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и одаренных детей;
организация мониторинга развития одаренных детей.
3.  Организация работы с одаренными детьми в рамках учебного процесса
выбор педагогов для работы с одаренными детьми (не все преподаватели знают, как правильно нужно организовывать процесс обучения одаренных детей, не все учителя знают и учитывают психологические особенности таких детей, не все готовы к взаимодействию со своенравными, отчасти бунтарскими одаренными школьниками);
формирование учебных групп из одаренных детей (с разной целевой направленностью);
выбор стратегии обучения для каждого одаренного ребенка (обогащение, ускорение, экстернат, др.);
разработка программ индивидуальной работы с одаренными детьми;
разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам;
предоставление одаренным детям свободы в выборе форм промежуточного и итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.
Организация работы с ОУ во внеурочной деятельности.
Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внеклассных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области.
Он может включать: организацию кружковой работы; организацию спецкурсов по выбору; создание научного общества; организацию олимпиад по учебным предметам; организацию проектной деятельности; организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.; организацию погружения в предметы (в каникулярное время); организацию ученических научных конференций; создание клубов по интересам; организацию предметных выставок; организацию вечеров и праздников; организацию лекционных обществ; создание школьного театра; создание спортивного центра; организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр; выпуск стенгазет; образовательные туристические поездки; организация предметных декад, дней предмета; проведение летних профильных практик.
5.     Материально-техническое и информационное обеспечение.
- Обеспечение нормальной наполняемости классов.
- Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СЭС.
-Укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями, методической, научной, и художественной литературой.
- Подключение школ к сети INTERNET.
- Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.
6.  Взаимодействие с организациями.
с институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования;
с городским методическим центром учителей;
с городскими библиотеками;
с городскими учреждениями дополнительного образования
с детскими дошкольными учреждениями [6].
С точки зрения практического работника мы можем утверждать, что данная модель является хорошим планом для педагога, однако осуществить его не просто. В силу большой учебной нагрузки учителя не имеют возможности осуществлять столь детальное исследование каждого учащегося в каждом классе. Как показывает статистика, из 42 опрошенных нами учителей иностранного языка общеобразовательных школ города Иркутска, ни один не проводит никакой методики, направленной на выявление одаренности учащихся по своему предмету. Учителя утверждают, что талантливых детей видно сразу, они активно работают на уроке, быстро схватывают изложенный им материал, всегда выполняют домашнее задание, легко идут на контакт с учителями и сверстниками. Такие дети с радостью выполняют творческие работы, проявляют самостоятельность в поиске и подготовке той или иной информации, индивидуального задания.
Так же с большим трудом продвигается вперед такой момент, как работа учителя с родителями одаренного ребенка, изучение его семьи и социального быта. Все дело в том, что семья, дом – понятия, принадлежащие к категории «личное» и современное общество не стремится показать свой семейный очаг посторонним, кем являются учителя, по мнению родителей. Поэтому во избежание неприятных, а порой и конфликтных ситуаций и как следствие негативных эмоций, никакие посещения семей учителями-предметниками не осуществляются. Подобного рода рейды могут проводить лишь классные руководители и социальные педагоги. Учителя вправе побеседовать со своими коллегами и получить у них интересующую информацию. Что касается приглашения родителей в школу, то тут тоже все не так радужно. У современных родителей, пытающих обеспечить материальное благополучие своей семьи, нет свободной минутки на общение с учителями, а тем более в случае, если речь идет об успешных учениках.
Что касается организации работы на уроке, то учителя готовят индивидуальные задания для одаренных детей, которые подразумевают самостоятельную работу ребенка. Таким образом, ребенок получает возможность продвигаться дальше, получать новые знания, не «засиживаться» на одном месте. При этом учитель старается построить урок таким образом, чтобы одаренный ребенок не был лишен возможности работать с одноклассниками. Кроме того, 90% опрошенных учителей проводят дополнительные индивидуальные занятия с талантливыми детьми, где учителя и ученики обсуждают новый материал, зачастую опережающий учебную программу для конкретной возрастной группы на несколько уроков или даже лет.
В рамках урока учителя часто проводят творческие уроки, конкурсы, КВН и тематические праздники, где дети разыгрывают небольшие сценки или спектакли, готовят материал для воплощения задуманной идеи, что способствует раскрытию и совершенствованию творческих навыков всех учащихся, в том числе и одаренных.
В современной школе большую роль играют проектные технологии. Именно одаренные дети с удовольствием осуществляют различную проектную деятельность, активно принимают участие в школьных предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, по итогам которых лучшие участники отправляются на городские, региональные и всероссийские этапы. Направленность НПК, конкурсов, конференций самая разнообразная. Так, в городе Иркутске проходят конкурсы «Иркутская история», «Созвездия Байкала», «Дети против террора», «Информационный следопыт», фестиваль песни на иностранном языке «Звезды зажигают на разных языках» и многое другое [5].
Так же в большинстве современных школ создаются профильные классы, что способствует самоопределению и саморазвитию одаренных учащихся, повышает их конкурентоспособность и самооценку. Профильные классы основательно подготавливают своих выпускников к успешной взрослой жизни.
Малозначительно, но все-таки наблюдается взаимодействие между средне образовательными школами и дополнительными образовательными учреждениями. Языковой центр Big Ben проводит олимпиады в общеобразовательных учреждениях и победителей отправляют в языковой лагерь в период летних каникул. Кроме того, сами учителя принимают участие в городских педагогических семинарах, где они обмениваются опытом работы с одаренными детьми. 18 декабря 2013г. на базе МБОУ СОШ №7 прошёл обучающий семинар для учителей изобразительного искусства, музыки, МХК по теме: «Модели внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС в образовательной организации», где А.П. Иванова, учитель изобразительного искусства МБОУ г. Иркутска СОШ №19 выступила с опытом работы по теме «Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность с целью выявления одарённости» [10].
Таким образом, необходимо отметить, что современное общество делает акцент на воспитание творческого, креативного нового поколения, и это находит подтверждение в большом количестве нормативно-правовых документов. Выполнить данный госзаказ должна школа, а конкретно учитель, который не только обучает детей, но и регулярно занимается своим собственным самообразованием и саморазвитием. Хочется заметить, школа уже проделала колоссальный труд по подготовке конкурентоспособного молодого общества и активно продолжает вести работу в этом направлении.
Библиографический список
1. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] / Д. Б. Богоявленская. – http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=85 (дата обращения: 13.04.2014).
2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – http://www.rubricon.com/nsr_1.asp (дата обращения: 13.04.2014).
3. Звягинцева, Е. В. Работа с одаренными детьми в школе с углубленным изучением немецкого языка [Текст]/ Е. В. Звягинцева // Одаренный ребенок . – 2009. - №2. – с. 80.
4. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы [Электронный ресурс] – http://www.consultant.ru/law/hotdocs/12382.html (дата обращения: 13.04.2014).
5. Макаренкова, Я. К. Организация работы с одаренными детьми [Текст]/ Я. К. Макаренкова // Одаренный ребенок. – 2009. – № 2. – с. 87.
6. Мустафаева, Т. З. Программа «Одаренные дети» [Электронный ресурс] / Т. З. Мустафаева. – http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-odarennye-deti (дата обращения: 13.04.2014).
7. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст]; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное./ С. И. Ожегов. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. N 1662-р [Электронный ресурс] – http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 13.04.2014).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 13.04.2014).
10. Центр информационно-методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска. Новости центра. [Электронный ресурс] – http://cimpo.irkutsk.ru/news/2013/12/23/17409/ (дата обращения: 13.04.2014).
11. Центр информационно-методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска. Одаренные дети. [Электронный ресурс] – http://cimpo.irkutsk.ru/deyatelnost/odarennie_deti/ (дата обращения: 13.04.2014).
12. Юркевич, В. С. Работа с одаренными детьми [Текст]/ В. С. Юркевич // Одаренный ребенок. – 2004. - №4. – с. 56