Статья Использование современных образовательных технологий на уроках информатики


Юлия Рафисовна Юнусова, учитель информатики
ГБОУ Салаватская коррекционная
школа VIII вида, Республики Башкортостан
Использование современных образовательных технологий на уроках информатики
В настоящее время использование современных образовательных технологий на уроках стало не просто способом привлечь к изучению предмета, но и неотъемлемой частью образовательного процесса. И каждый педагогически грамотный специалист, в том числе и учитель информатики, должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий.
Благодаря тому, что мы используем, внедряем в образовательный процесс современные технологии обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. В данной статье я расскажу вам о том, как наряду с традиционными технологиями, я апробирую и успешно применяю в своей деятельности инновационные образовательные технологии.
1. Использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация дает возможность преподавателю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. При подготовке к урокам незаменимым помощником преподавателю может оказаться Windows-приложение Power Point, входящее в комплект интегрированного пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Для детей с ограниченными возможностями важно показать наглядно изучаемый материал.
2. Идея проектов.
Проект является одной из продуктивных форм деятельности, так как он направлен на развитие творческого мышления, умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, гипотезы, умозаключения. Конечным результатом такой деятельности должны стать способность к самообучению и потребность в нем. Для меня самым ценным при решении задачи освоения программного материала является не просто давать обучающимся новую учебную информацию, а вместе с ними искать способы добывания знаний.
Совместно со старшими классами выполняли учебный проект «Школьная газета», где учащиеся делились на две группы. Первая группа собирала необходимую информацию для газеты, другая группа занималась оформлением дизайна.
Также выполнялись следующие виды учебных проектов: «Влияние компьютера на здоровье человека», «Создание фотоколлажа», «Открытки», «Календари» в программе Power Point.
3. Тестовые технологии.
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. С помощью интерактивной системы голосования Votum, обучающиеся, используя пульты, легко и быстро выбирают вариант ответа.
Тесты проводятся после изучения клавиатуры, инструментов программы Microsoft Office.
4. Здоровьесберегающие технологии.
На каждом уроке мы с воспитанниками проводим разнообразные валеологические паузы, дыхательные гимнастики, самомассаж, упражнения, направленные на поддержание высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
5. Технологии интерактивного метода обучения.
Существуют различные интерактивные методы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно.
Я использую следующие виды: «Мозговой штурм» (для решения проблемного вопроса обучающимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений), «Обучая, учусь» (учащиеся делятся на группу, каждая группа получает знания, затем обмениваются информацией), «Кластер» (выделение из текста смысловых единиц и их графическое оформление в определенном порядке).
5. Коллективное взаимообучение.
Класс делится на пары или четверки. Каждой группе дается свое задание, изучают его, делят на части. У каждого воспитанника своя задача, которую он выполняет (все задачи разноуровневые), на следующем уроке проводят взаимообучение.
6. Игровые технологии.
Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучающихся в самом процессе обучения.
На начальном этапе изучения информатики я использую игры тренажеры («Клавиатурный тренажер», «Курсор»).
При дальнейшей работе мне помогают контролирующие игры («Проверка таблицы умножения», «Метка»). Представляют интерес обучающие компьютерные игры («Магазин»).
7. Портфолио.
Этот метод мы начали использовать не так давно. На рабочем столе создается индивидуальная папка воспитанника, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения, работы, выполненные в различных программах. Старшие классы разрабатывают портфолио в программе Power Point. В конце года каждое портфолио демонстрируется, так каждый ученик видит свои достижения, ошибки.
8. Интернет технологии.
 На уроках информатики обучающиеся учатся работать с электронной почтой, пользоваться поисковиками и находить информацию в сети Интернет для рефератов, ответов на вопросы учителя, других задач. Обучающиеся приобретают основные умения пользователя Интернет.
На одном из уроков, учащиеся создавали пригласительные открытки, используя Интернет. Работали на школьном сайте.
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, повышают познавательный интерес к предмету, осуществляется практическая направленность.

Список литературы
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебн. пособие.- М., 1995г.
Кудряшова Т.Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения. // Вестник МГПУ. Серия "Информатика и информатизация образования". / М.: МГПУ, - 2004. № 1(2). С. 94-101.
Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. М., - 1991. №1. С. 3-10
Ширшов Е.В. Информационно - педагогические технологии: ключевые понятия: словарь./Е.В. Ширшов - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 258 с.