О преемственности между начальным и средним звеньями обучения в школе.


О преемственности между начальным и средним звеньями обучения в школе.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей и их родителей является не только волнующим событием, но зачастую и очень проблемным. Приход в среднюю школу совпадает с началом «переходного» возраста у детей. У них с переходом резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.
Среди наиболее актуальных трудностей 5-классников можно выделить следующие:
Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», поэтому ребенку необходимо приспособиться к индивидуальному стилю преподавания каждого педагога;
Появляется кабинетная система, а значит, необходимо уметь концентрироваться, воспитывать в себе собранность и внимательность;
Возрастает темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают выполнять работу, предложенную учителем
Все это является серьезным испытанием для психики школьника.
Поэтому в первом полугодии пятого класса наблюдается изменение поведения некоторых учащихся.
Я, как классный руководитель , 5 класса провела анкетирование учащихся, чтобы получить из первых уст информацию о впечатлениях, которые они получили от первых двух месяцев учебы в среднем звене.
Класс небольшой, дружный, очень активный. Мне интересны были ответы на поставленные мною вопросы.
В анкетировании участвовало 10 человек.
На вопрос «Нравится ли тебе учиться, узнавать новое?» подавляющее большинство ответили утвердительно, что говорит о хорошей мотивации к обучению, но для 2 из 10 знакомство с новым не вызывает положительных эмоций. Об этом стоит задуматься.
На вопрос о возвращении в начальную школу, к привычному ритму жизни не может быть и речи. По секрету мне было сказано, что «Иногда» - это только для того, чтобы увидеть свою учительницу(скучают).
Вопрос о новых условиях учебы и новых требованиях, показывает, что для ребят хорошие отметки – это серьезный труд и, к счастью ,в большинстве они с ним справляются успешно.
По степени трудности предметов на первое место были поставлены обществознание и английский язык.
Вопрос о новшествах организации учебного процесса, с которым столкнулись пятиклассники дал следующий результат:
Интересной кажется для большинства кабинетная система;
Интересной кажутся и дежурные ученики, и новые учителя.
Основными помощниками в их школьной жизни по-прежнему остаются родители(10 из 10).
Анализ контрольной работы но русскому языку Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по русскому языку за курс начальной школы после повторения.
Класс Количество учащихся по списку Количество писавших работу Количество учащихся, получивших оценки % успеваемости % качества
«5» «4» «3» «2» 5 10 10 2 4 3 1 90 60
Наиболее типичные ошибки: написание безударной гласной, проверяемой ударением, написание безударной гласной, непроверяемой ударением
Класс Количество учащихся по списку Количество присутствующих Количество учащихся, прочитавших
Вышенормы Норма Ниженормы
5 10 9 - - 9
(60-99)
Техника чтенияЦели проверки:1. Проверить правильность, беглость, осознанность и выразительность чтения учащимися художественных произведений.2. Провести диагностику техники чтения учащимися на начало учебного года. В ходе проверки установлено:
Типичные ошибки: замена букв, неправильная постановка ударения.
Преодоление школьной тревожности.
Создавать атмосферу доброжелательности, искренности на уроке
Выработать оптимальный темп и ритм урока
Использовать динамические паузы
Следить за своевременным окончанием урока.
Выводы.Все учащиеся 5 классов подготовлены к изучению учебного материала, однако отдельные школьники требуют особого внимания и дополнительных занятий по ликвидации пробелов в знаниях. 
В основном, адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах допустимой нормы.
По результатам анкетирования выявлены «проблемные» предметы, у отдельных учащихся отрицательные эмоции по отношению к учителям – предметникам отсутствуют, однако доверительных отношений тоже нет.
Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы, домашнее задание является посильным для всех обучающихся, однако результаты анкетирования всё же свидетельствуют о возможной дезадаптации отдельных учащихся.