Открытый урок окружающего мира в 1-м классе по теме В декабре, в декабре…


МАОУ Первопесьяновская СОШ
Открытый урок окружающего мира в 1-м классе
по теме
"В декабре, в декабре…"

Учитель начальных классов
Боброва Любовь Борисовна
Тема: "В декабре, в декабре…"
Цель урока: формирование знаний о зимних изменениях природы.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Дидактическая цель: Создать условия для уточнения представлений о признаках зимы; способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся кратко характеризовать зимние наблюдения, строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы
Метапредметные ( критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий -УУД)
Регулятивные: планирование - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
Предметные- уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы.
Коммуникативные: взаимодействие - слушать собеседника; управление коммуникацией - оказывать взаимодействие в сотрудничестве
Личностные: самоопределение - проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
Методы обучения: частично- поисковый, элементы проблемного метода.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
Средства обучения:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова.- М. Вентана- Граф, 2012
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана- Граф, 2014
Карточки для парной и групповой работы
Презентация
6. Раздаточные материалы <Приложение 2>; <Приложение 3>.
Задачи:
расширение знаний о жизни растений и животных;
развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;
развитие речи учащихся;
воспитание бережного отношения, любви к природе
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения "Лесной календарь", отгадайте, о чём идёт речь. Отгадка поможет вам назвать тему сегодняшнего урока.
Закружил этот месяц, завьюжил,Вместе с ним вернулась стужа. Лес в дремоте. Тишина.Шапки снежные соснаНахлобучила на ветки.Все иголочки у ели,Как стекло, заиндевели. Рядом ёлочки-соседкиЗябко кутаются в шали.Словно всё околдовали. Под пуховым одеяломСладко дремлет лес усталый. (Этот месяц - декабрь).
- Тема нашего урока: "В декабре, в декабре:".
III. Работа над темой урока.
1). Работа по учебнику: стр. 87.
- Рассмотрите рисунок. Как изменился парк с приходом зимы? Много ли снега? Какого он цвета?
Верно ли выражение "снег сверкает всем цветам радуги"? Обоснуйте свой ответ.
*** Динамическая пауза ***
3). Работа по рабочей тетради: стр. 34.
Задание "Соображалки".(ИНДИВИД)
-Работа в паре
Разгадаем кроссворд. Какими словами можно дописать предложения?
1Как называется первый месяц зимы?
2. Старший брат января : (Февраль).
3. Из туч зимой идёт : (Снег).
4. Из туч летом идёт : (Дождь).
- Запишите слова в клетки кроссворда.
Задание "Понаблюдай и проверь".
- Рассмотрите рисунки, вспомните, что вы видели на улице. Ответьте на вопросы.
В какую погоду снег идёт хлопьями? (В тихую, без ветра).
Когда снег скрипит под ногами? (В мороз).
В какую погоду из снега можно слепить снеговика, а в какую нельзя? (В трескучий мороз снег рассыпается, снеговика не слепить).
При какой погоде можно рассмотреть снежинку? (В морозную, снежную).
Работа в тетради стр.35
Задание "Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку".
- Пять братцев в одном домике живут. (ВАРЕЖКА).
4). Игра "Слово рассыпалось". <Слайд 1>
- Соберите из букв слова. 
5). А знаете ли вы? Это интересно! <Слайд 2>
- Из чего сделаны снежинки?
Снежинки - это кристаллы льда, точнее срослись мельчайшие кристаллики льда. Высоко в небе зимой плавают облака, состоящие из таких кристалликов. Кристаллики растут, превращаются в снежинки, тяжелеют - и целыми стаями летят вниз.
- Много ли одинаковых снежинок?
В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых. Но у всех снежинок всегда шесть лучиков, все они имеют шестиугольную форму.
6). Работа с научно-познавательными текстами по группам. <Приложение 3>
- Прочтите тексты, подумайте, что вы расскажете своим одноклассникам нового, интересного.
(Каждой группе раздаётся листок с текстами: 1 группе- "Рисует Мороз Иванович", 2 группе- "Ель-кормилица и защитница", 3 группе- "Следы на снегу". Когда группы готовы, работа групп проверяется с помощью вопросов).
<Слайд 3> "Рисует Мороз Иванович".
- Что вы узнали о рисунках на окнах? Чем же рисует Мороз Иванович?
<Слайд 4> "Ель-кормилица и защитница".
- Почему ель называют кормилицей и защитницей?
<Слайд 5> "Следы на снегу".
- Чьи следы можно увидеть на снегу в лесу, почему?
7). Игра "Зимние виды спорта". <Слайд 6>
- Не только звери и птицы оставляют следы. Люди на снегу и льду тоже оставляют следы.
Подберите подписи - названия зимних видов спорта к рисункам. Представьте и скажите, какой след будут оставлять спортивные принадлежности. 
*** Динамическая пауза *** <Слайд 7>
8). "Аукцион зимних признаков". Работа с художественными текстами по группам.
<Слайд 8> <Приложение 3>
- Какая команда сможет больше назвать зимних признаков?
Посмотрите на рисунки, прочтите рассказы с картинками, "соберите" признаки.
(1 группе- "Зимой", 2 группе- "Праздник", 3 группе- "Зимние забавы". Когда группы готовы, проводится "аукцион").
9). Игра "Бывает - не бывает". <Слайд 9>
10). Игра "Собери половинки". <Слайд 10>
11). Игра "Найди зимние слова". <Приложение 4> <Слайд 11>
(Дети обводят найденные слова на листочках, проверка с помощью слайда).
IV. Итог урока. Рефлексия.
Понравился вам урок?
Какое задание понравилось больше всего?
Что вы узнали нового, о чём сможете рассказать теперь дома?
Итак, вот и закончился наш урок, который назывался « В декабре, в декабре все деревья в серебре». Это прекрасные строчки из стихотворения С.Я. Маршака. Если вы хотите познакомиться с содержанием произведения , то можете взять его в библиотеке .
Зима- прекрасное время года, она дарит нам много прекрасных моментов. У вас на партах символ зимы - снежинка, а на доске 2 снеговика с разным настроением- грустный и весёлый. Вы можете подарить любому из них свою снежинку. Я желаю вам много зимних радостей, быть наблюдательными и внимательными к природе.