Конспект урока Обучение грамоте (чтение) на тему «Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С»


Урок. Обучение грамоте в 1 классе УМК «Гармония»Тема. «Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С»
Цель: научиться выделять на слух твердый и мягкий звук 3 в словах, научиться давать формулировку термина «парные согласные», выучить обозначение парных согласных в схемах, познакомиться с парой согласных звуков з-с, отрабатывать навык чтения.
Ресурсы урока: учебник «Букварь»

Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, парные согласные по глухости - звонкости; умение составлять схемы слов; умение осмысливать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать индивидуально, коллективно, в парах; осуществлять взаимный контроль.
Основные понятия: парный по глухости-звонкости согласный, буквы «З,з» «С,с», звуки [з], [з,], [с], [с,].
1. Орг. момент.
– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книга, ручка – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!
2.Актуализация знаний.
─ С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (З, з)
─ Расскажите об этой букве. (обозначает звонкий твердый и мягкий согласный звук з).
3. Целеполагание и мотивация.
1.Речевая разминка
- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв.
- Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.
Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.
Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”.
Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”.
- Молодцы. Отлично потренировали свои язычки.
Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)
– И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.
2. Загадки:
-Отгадайте загадку
Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла ….(зима)
– Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Зайка).
Физкультминутка
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем сравнивать звуки [з]-[с], а также работать с буквами, которые они обозначают.
В таблице прописаны слоги со звуками з и с. Прочитайте эти слоги, определяя согласные о глухости-мягкости.
─ А теперь я буду называть слова, а вы должны определить, звонкий звук з и глухой звук с. (Игра с передачей игрушки).
Сравнение звуков и их артикуляций при произношении.
- Сравнить звуки нам помогут, ребята, ваши знания о звуках. Произнесите первый звук слова зайка. Какой это звук. Расскажите в каком положении при произношении этого звука находится язык, зубы, губы. Теперь скажите первый звук в слове сайка. Какой это звук? Как теперь двигаются наш язычок, губы и зубы? Что мы можем сказать о произношении этих звуков?(Язык, губы и зубы занимают одинаковую позицию во рту, одинаковая артикуляция.)
- А что же различно? Поднесите руку к горлу. (Звук з произносится с голосом и шумом, а звук с, только с шумом, один звук звонкий, а другой глухой) Согласные звуки русского языка, которые произносятся с одинаковой артикуляцией, но одни с голосом и шумом, а другие только с шумом называют парными по глухости и звонкости. А для нас придумали значок для обозначения таких согласных звуков.
- Найдите такой значок у себя на листочках.
- Какие буквы мы можем туда теперь написать?(з - с)
5. Работа с текстом Букварь стр. 35.
- Давайте мы прочитаем текст, как ребята дождались- таки зимы. Но сначала надо прочитать слова в рамочках. Читаем текст в полголоса.
- Какое время года наступило?
- Кто пошёл на горку? А ещё кто? Как зовут собаку?
- Кто первый скатился с горы?
- Кто ехал вдвоём?
- Что делает Тузик?
- Какие чувства испытывают ребята?
- Как мы могли бы назвать этот текст?
- Читаем по цепочке по одному предложению. Все следят и слушают внимательно.
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Посчитайте, сколько в этом тексте букв з.
Рефлексия.
─ Что нового вы узнали на уроке?
─ Кто хочет рассказать дома о звонких и глухих согласных, которые образуют пары?
Дети оценивают свою работу используя смайликов.