Рабочая программа танцевальной студии для 1-4 классов (135 часов)


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
____________ А. Б. СидороваПр. № от « » 2016г.
Рабочая программа
Танцевальной студии «Колокольчики»
(программа рассчитана на воспитанников 1-4 кл. 315ч в год)

Составил: педагог – организатор
Мных Татьяна Анатольевна
Новочеркасск 2016
Пояснительная записка.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 7-11 лет.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 
Цель программы:
Прививать интерес школьников к хореографическому искусству.
Задачи:
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей.
Программа рассчитана для детей 1-4 класса (7-10 лет) . Занятия проводятся 5 раз в неделю: 1 час. Форма обучения – групповые и индивидуальные занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.
Учебный материал включает в себя:
- Музыкально-ритмические занятия.
- Элементы народного танца.
- Элементы детского бального танца
- Элементы историко-бытового танца.
- Элементы эстрадного танца.
Занятия в кружке направлены на общее развитие школьников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т.к. освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков.
Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.
Занятие состоит из трех частей:
Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка.(10-15 минут)
Основная - она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).(25-35 минут)Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (10 минут)
Изучение программы начинается с несложных движений и заданий на первом году обучения, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году.
На первом году обучения особое внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног, головы. В течение всего второго года дети занимаются ритмикой, детскими бальными, историко–бытовыми, доступными народными танцами и изучают элементы классического танца. В течение всего второго года используется материал первого года, он принимается за основу, дополняя его новыми знаниями. Весь материал подобран исходя из возрастных особенностей детей.
Предполагаемый результат.
К концу первого года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.
На втором году обучения дети должны закрепить знания и навыки, полученные в первый год обучения и перейти к изучению более сложных элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, выворотность ног, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции.
Участники кружка за год обучения должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов.
Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат отслеживается в участии в мероприятиях детского сада, в концертах, фестивалях, конкурсах.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т.д. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:
Светлый и просторный зал.
Музыкальная аппаратура.
Тренировочная одежда и обувь.
Сценические костюмы.
Реквизит для танцев.
Учебно-тематический план
№ п.п. Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Введение. Термины классического танца. Понятие об основных танцевальных движениях 30 10 20
2. Понятие о координации движений, о позиции и положениях рук и ног. Классический танец 50 10 40
3. Основы народного танца 50 10 40
4. Танцевальные этюды, эстрадный танец 50 10 40
5. Постановка танцев. Отработка номеров 135 20 115
6. Отчётный концерт 1 - 1
Итого 315 60 256
Содержание курса
1. Введение. Термины классического танца. Понятие об основных танцевальных движениях.
Место хореографии в современном мировом искусстве. Просмотр видеоматериалов о творчестве великих танцоров. Понятие о выразительных средствах классического и народного танцев. Освоение терминологии танцора. Периодические издания по хореографии. Составление иллюстрированного словарика танцевальных терминов. Информация о хореографических училищах.
Азбука природы музыкального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы (повороты, наклоны). Упражнения для корпуса (наклоны вперёд, назад, в сторону, круговые движения). Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений. Понятие о профессиональных заболеваниях танцора.
Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций и упражнений для головы, туловища, рук и ног.
2. Понятие о координации движений, о позиции и положениях рук и ног. Классический танец
Понятие об экзерсисе. Позиции ног. Упражнения для ног. Позы классического танца. Основные шаги танца. Прыжки. Танцевальные элементы. Полуприседания и полное приседание. Подъём на полупальцы. Шаги с приставкой по всем направлениям, в различных сочетаниях. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменой ног, с продвижением вперёд, назад, с поворотами на 1/4 круга. Каблучное упражнение. Маленькие броски ногой. Круг ногой по полу. Прыжки и махи ногами. Подготовка к верёвочке. Дробные выстукивания. Изучение некоторых характерных танцев.
Понятие об особенностях тела, о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений.Практическая работа: освоение поз и движений классического танца.
3. Основы народного танца
Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперёд, в сторону, дроби на 1/8, гармошка, ёлочка. Работа над этюдами (украинский этюд, белорусский этюд, кавказский этюд). Детские танцы (снежинки, хоровод с подснежниками, матрёшки, танец солнечных зайчиков). Упражнения на укрепление мышц рук, ног, спины и шеи. Понятие о режиме дня танцора и о здоровом образе жизни.
Понятие о природных задатках, способствующих успеху в танцевальном искусстве, и о путях их развития. Понятие об особенностях работы опорно-двигательного аппарата юного танцора. Понятие о профессиональном мастерстве танцора. Правила танцевального этикета.
Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.
4. Танцевальные этюды. Эстрадный танецТанцевальная разминка. Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, лёжа, стоя. Техника прыжков и вращений. Итальянский танец. Испанский танец. Прибалтийские танцы. Освоение упражнений по исправлению недостатков опорно-двигательного аппарата. Виды тренинга корпуса, бёдер, диафрагмы, мимики перед зеркалом, танцевального шага, основных поворотов и т.п.
Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца; индивидуальная работа с наиболее продвинутыми (одарёнными) учениками.
5. Постановка танцев. Отработка номеровОтработка позиций рук, ног, корпуса, головы в классическом танце. Отработка эстрадно-вокального танца. Тренинг современной танцевальной пластики. Отработка исполнительской техники прыжков и вращений, исполнительского мастерства в ритме вальса, танго, ча-ча-ча. Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.
Практическая работа: освоение исполнительского мастерства танцора.
6. Отчётный концерт
Подготовка пригласительных билетов на отчётный концерт. Отработка ритуала встречи гостей. Подготовка помещения для приёма гостей. Оформление зала и сцены. Подготовка ведущего концерта. Репетиции. Подготовка видео- и фотосъёмки. Разбор итогов отчётного концерта.
Заключительная беседа с обучающимися и их родителями о перспективах продолжения занятий и о продолжении хореографического образования детей, проявивших способности и стремление к освоению профессионального мастерства танцора.
Календарно – тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
план факт
1
2
3
4
5
6 Инструктаж по безопасному исполнению упражнений. Правила поведения на танцевальных занятиях. 6 1.09
1.09
2.09
5.09
6.09
7
8
9
10
11
12
13
14 Место хореографии в современном мировом искусстве. Просмотр видеофильмов. 8 6.09
7.09
7.09
8.09
8.09
9.09
12.09
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24 Позиции рук, ног, головы, упражнение для головы (повороты, наклоны). Упражнение для корпуса 10 13.09
13.09
14.09
14.09
15.09
15.09
16.09
19.09
20.09
25
26
27
28
29
30
31
32 Позиции рук, ног, головы, упражнение для головы (повороты, наклоны). Упражнение для корпуса 8 20.09
21.09
21.09
22.09
22.09
23.09
26.09
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42 Понятия о координации движений, о позиции и положении рук и ног. Позы классического танца. 10 27.09
28.09
28.09
29.09
29.09
30.09
3.10
43
44
45
46
47
48
49
50
51 Понятия о координации движений, о позиции и положении рук и ног. Позы классического танца. 9 4.10
4.10
5.10
7.10
10.10
52
53
54
55
56
57
58 Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа 7 11.10
11.10
12.10
12.10
13.10
13.10
14.10
59
60
61
62
63
64
65
66
67 Практическая работа.
Позиции ног. Упражнения для ног. Основные
шаги танца. 9 17.10
18.10
19.10
19.10
20.10
20.10
21.10
68
69
70
71
72
73
74
75
76 Практическая работа.
Позиции ног. Упражнения для ног. Основные
шаги танца. 9 24.10
25.10
25.10
26.10
26.10
27.10
27.10
28.10
77
78
79
80
81
82
83
84
85 Прыжки. Танцевальные элементы. Полуприседание и полное приседание. Подъём на полупальцы. 9 7.11
8.11
8.11
9.11
9.11
10.11
10.11
11.11
86
87
88
89
90
91
92
93
94 Прыжки. Танцевальные элементы. Полуприседание и полное приседание. Подъём на полупальцы. 9 14.11
15.11
15.11
16.11
16.11
17.11
17.11
18.11
95
96
97
98
99
100
101
Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа 7 21.11
22.11
23.11
23.11
24.11
24.11
102
103
104
105
106
107
108
109
110 Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменной ног. Дробное выстукивание. Верёвочка. 9 25.11
28.11
29.11
29.11
30.11
30.11
1.12
1.12
111
112
113
114
115
116
117
118
119 Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменной ног. Дробное выстукивание. Верёвочка. 9 2.12
5.12
6.12
6.12
7.12
7.12
8.12
8.12
120
121
122
123
124
125
126
127
128 Основы народного танца.
9 9.12
12.12
13.12
13.12
14.12
14.12
15.12
15.12


129
130
131
132
133
134
135
136
137 Основы народного танца.
9 16.12
19.12
20.12
20.12
21.12
21.12
22.12
138
139
140
141
142
143
144
145 Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа 8 23.12
26.12
9.01
10.01
146
147
148
149
150
151
152
153
154 Практическая работа. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами: гармошка, ёлочка, вынос с ноги на каблук. 9 12.01
12.01
13.01
16.01
17.01
17.01
155
156
157
158
159
160
161
162
163 Практическая работа. Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами: гармошка, ёлочка, вынос с ноги на каблук. 9 18.01
18.01
19.01
19.01
20.01
23.01
24.01
24.01
166
167
168
169
170
171
172
173
174
Детские танцы: матрешки, снежинки. 9 25.01
26.01
27.01
30.01
31.01
175
176
177
178
179
180
181
182
183
Детские танцы: матрешки, снежинки. 9 2.02
1.02
2.02
2.02
3.02
6.02
7.02
7.02
184
185
186
187
188
189
190
191
192
Работа над постановкой танца. 9 8.02
8.02
9.02
9.02
10.02
13.02 14.02
14.02
193
194
195
196
197
198
199
200
201
Работа над постановкой танца. 9 15.02
15.02
16.02
16.02
17.02
20.02
21.02
21.02
202
203
204
205
206
207
208
209
210
Танцевальные этюды. Эстрадный танец. Танцы народа мира (слушание, просмотр видеозаписи). 9 22.02
22.02
23.02
23.02
24.02
27.02
28.02
28.02

211
212
213
214
215
216
217
218
219
Танцевальные этюды. Эстрадный танец. Танцы народа мира (слушание, просмотр видеозаписи). 9 1.03
1.03
2.03
2.03
3.03
6.03
7.03
7.03
220
221
222
223
224
225
226
227
Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа 8 8.03
8.03
9.03
9.03
10.03
13.03
14.03 228
229
230
231
232
234
235
236
237 Практическая работа. Освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца. 9 14.03
15.03
15.03
16.03
16.03
17.03
20.03
21.03 238
239
240
241
242
243
244
245
246 Практическая работа. Освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца. 9 21.03
22.03
22.03
23.03
3.04
4.04 247
248
249
250
251
252
253
254
255
Индивидуальная работа с наиболее одаренными учениками 9 5.04
5.04
6.04
6.04
7.04
10.04
11.04
11.04 256
257
258
259
260
261
262
263
264
Индивидуальная работа с наиболее одаренными учениками 9 12.04
12.04
13.04
13.04
14.04
17.04
18.04
18.04 265
266
267
268
269
270
271
272
273
Постановка танцев: отработка позиций рук, ног, корпуса головы в классическом танце. 9 19.04
19.04
20.04
20.04
21.04
24.04
25.04
25.04 274
275
276
277
278
279
280
281
282
Постановка танцев: отработка позиций рук, ног, корпуса головы в классическом танце. 9 26.04
26.04
27.04
27.04
28.04
2.05
2.05
3.05
3.05
283
284
285
286
287
288
289
290
291 Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа 9 4.05
4.05
5.05
8.05
10.05
10.05
292
293
294
295
296
297
298
299
300
Отработка эстрадно-вокального танца. Тренинг
современной танцевальной пластики. 9 11.05
14.05
15.05
15.05
16.05
16.05
17.05
17.05
301
302
303
304
305
306
307
Отработка эстрадно-вокального танца. Тренинг современной танцевальной пластики.
7 18.05
21.05
22.05
23.05
23.05
308
309
310
311
312
313
314 Подготовка танцевальных костюмов. Создание сценического макияжа 7 24.05
24.05
25.05
25.05
26.05
29.05
30.05 315 Отчетный концерт 1 31.05 Итого: 315 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Захаров В. М. Танцы народов мира / В. М. Захаров. В 2 т. — М., 2001.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. — М.,2001.
Культурно-образовательный комплекс: школа — хореографическое училище — вуз — театр. — М., 2008.
Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр: реальность и перспективы: Пособие для педагога дополнительного образования / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
Никитин В. Модерн — джаз-танец: начало обучения / B.Никитин. — М.,2008.
Севрюков СП. Методическая разработка по джаз-танцу /C.П. Севрюков. — М., 2002.
Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. — М., 2008.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
____________ Н.П. Новикова
Пр. № 97 от « 30 » августа 2016г.
Рабочая программа
Танцевальной студии «Колокольчики»
(программа рассчитана на воспитанников 5-9 кл. 315ч в год)

Составил: педагог – организатор
Мных Татьяна Анатольевна
Новочеркасск 2016
Принято решением педсовета Согласована
Протокол № ________ на методическом совете
от «___»__________2016г. Протокол № ___ от «___»_________2016
Председатель МС___________________
Принято решением педсовета Согласована
Протокол № ________ на методическом совете
от «___»__________2016г. Протокол № ___ от «___»_________2016
Председатель МС___________________