Заучивание стихотворения Ольги Хараман «Осень» из цикла «Литературный Жирновск»


Конспект занятия в старшей группе (региональный компонент)
Автор – составитель: Дмитриева Г. Н.
Тема: Заучивание стихотворения Ольги Хараман «Осень» из цикла «Литературный Жирновск»
Задачи:
Учить выражать свои впечатления от красоты осенней природы, при рассказывании наизусть интонационно передавать настроение автора.
Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
Развивать память, выразительность речи.
Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: ноутбук, презентация «Осень глазами художников», «Времена года» П. И. Чайковский (осенний цикл), «Времена года. Осень» А. Вивальди
Ход образовательной деятельности:
Звучит музыка (Времена года «Осень» Вивальди)
Вводная часть
Воспитатель загадывает загадку:
«Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь ёлочек и сосен.
Потому, что я –… (Осень)
- Как, вы догадались, что это осень? (собирают урожай, птицы улетают, деревья раздеваются)
Беседа об осени:
* Сейчас какое время года?
*Назовите осенние месяцы?
* Назовите периоды осени?
Воспитатель: Ребята, кому я кину мяч, тот постараетесь назвать приметы осени.
( День стал короче, ночь длиннее, листья пожелтели, птицы улетают в теплые края, солнце уже греет не так, как летом, люди одевают куртки, шапки, сапожки, деревья готовятся к зиме (сбрасывают листву, потому что замедляется сокодвижение), часто моросит холодный дождик, дует холодный ветер, люди убирают урожай в садах и огородах, делают запасы на зиму, звери готовятся к зиме.Или провести игру с мячом «Да или нет».
Воспитатель: Поиграем в игру «Да или нет». Я задам вам вопросы про осень, а вы должны на них отвечать только одним словом «да» или «нет». (Игра проводится в кругу с мячом)
•Осенью растут грибы? (Да)
•Тучки солнце закрывают? (Да)
•Холодный ветер дует? (Да)
•Туманы осенью плывут? (Да)
•Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет)
•А букашки прилетают? (Нет)
•Звери норки закрывают? (Да)
•Урожай все собирают? (Да)
•Птицы улетают? (Да)
•Часто-часто идут дожди? (Да)
•Одеваем ли мы сапоги? (Да)
•Солнце светит очень жарко? (Нет)
•Можно детям загорать? (Нет)
•Ну а что же можно делать?
. Куртки, шапки надевать? (Да)
Основная часть
Воспитатель: Ребята, осень очень красивая пора года. Многие художники показывали её красоту в своих картинах. Я хочу вас сегодня познакомить с картинами художников на осеннюю тематику.
1.Просмотр презентация « Осень глазами художников»
Воспитатель: Ребята, вам понравились картины?
Воспитатель: Как вы думаете, какой период осени запечатлён художниками?
Дети: период золотой осени, так как много жёлтых красок.
2. Чтение ранее изученных стихов об осени.
Воспитатель: Ребята, красоту осени воспевали не только художники, но и поэты, которые сочиняли стихи об этом времени года Мы свами в этом году уже читали некоторые стихи и даже учили их наизусть. Кто вспомнит строчки из них и нам прочитает?
Дети:
1)Падают, падают листья.
В нашем саду листопад,
желтые, красные листья,
по ветру вьются, летят.
2)Алексей Плещеев «Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
Семён Коган «Как будто медные монетки»,
Как будто медные монетки
На удивление легки,
Кружатся, покидая ветки,
Акаций желтые листки.
Их ветер в кучи собирает,
Чтоб ни одну не потерять,
Он днем и ночью их считает,
И все не может сосчитать.
Физкультминутка «Листики»
Воспитатель: Мы немного устали, предлагаю вам отдохнуть и превратиться в листики. Пойдёмте на ковёр, как только заиграет музыка мы будем плавно кружиться и танцевать словно листики на ветру (Звучит композиция « Танец осенних листьев» (кассета Бурениной № , композиция №
3. Знакомство и разучивание стихотворения поэтессы из города Жирновска О. Хараман «Осень»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в нашем родном городе Жирновске, есть тоже талантливые поэты, которые пишут стихи. Одно стихотворение , которое называется «Осень» мы сегодня выучим наизусть. Написала его Ольга Хараман, наша с вами землячка. Послушайте его:
1)Вновь нас радует осень
Запоздалым теплом.
По шуршащей дорожке
Мы с тобою идём.
2)Янтарём блещет рощица,
Листьев яркий шатёр,
И сквозит небо просинью,
Разноцветный простор.
3)Солнца луч из – за облака
Шлёт осенний привет,
И как будто бы не было
Дождя грустных бесед.
4)Мы любуемся осенью,
Её пышной красой,
И домой нам не хочется….
Кружит лист озорной….
Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?
Чем радует осень автора?
Дети: запоздалым теплом.
Воспитатель: В начале осени бывают моменты, когда становится холодно. А потом наступает «бабье лето» и тепло на несколько дней возвращается, чтобы снова проститься с нами до весны. Вот про это автро и пишет в первых строках стихотворения.
Воспитатель: Чем ещё радует осень автора?
Дети: красотой осенней природы, ей нравится как кружатся листья, как они шуршат.
Воспитатель: послушайте ещё раз первые четыре строчки стихотворения и постарайтесь запомнить.
Повторное чтение (4 строки) и разучивание их наизусть(Дети 4 – 6 человек читают первые 4 строки стихотворения).
Вновь нас радует осень
Запоздалым теплом.
По шуршащей дорожке
Мы с тобою идём.
Разучивание последних 4 строк стихотворения.
Мы любуемся осенью,
Её пышной красой,
И домой нам не хочется….
Кружит лист озорной….
Физкультминутка «Листопад»
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят.
Кружат по дорожке
Падают под ножки.
Воспитатель: Закружились и мягко упали на землю (дети кружатся на ковре и ложатся на коврик). (Воспитатель рассыпает фрагменты картинок) .Воспитатель: Ветер затих, листочки опали. Ребята, осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки. Давайте соберем их и посмотрим, что получится (дети берут по фрагменту и за столом составляют картинки)
Развивающая игра «Собери картинку» (Звучит музыка Чайковского «Осень» /Времена года/)
Воспитатель: Что получилось? (осень).
Воспитатель: Перед вами картинки непростые, они волшебные. В них спрятались слова об осени. Как вы ее представляете? Назовите, какая она? (печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная)
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, осени очень понравилось, как вы занимались сегодня на занятии, она приготовила для вас сюрпризы (картинки раскраски). Первым получит картинку самый внимательный участник нашего занятия, тот который вспомнит фамилию автора , поэтессы, нашей землячки, стихотворение, которой мы с вами сегодня учили.
Дети: ответы.