Доклад Здоровьесбережение как основополагающий фактор развития общества

МБОУ СОШ №4 ст. Зольской
Кировского района Ставропольского края






Тема: «Здоровьесбережение как основополагающий фактор развития общества».
















Зам.директора по УВР Камерджиева Э.А.






2013 год

Каждый человек давно привык к фразам: беречь здоровье, укреплять здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на школьном уроке, они сопровождают с первых шагов нашей жизни, часто оставаясь только призывами или благими пожеланиями. Но, чтобы слова воплотились в жизнь, их нужно довести до сознания каждого ученика. Здоровью и здоровому образу жизни нужно учить. Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
В это же время сложившаяся система школьного обучения не формирует должной мотивации к здоровью, здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые подвержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.
На сегодняшний день средняя продолжительность жизни в России меньше, чем в развитых странах, давно уже преодолевших 70-летний рубеж. Так, в США и Франции она составляет 75 лет, в Японии – 77 лет. В России в 60-х г.г. XX в. отставание от наиболее передовых в этом отношении стран было практически преодолено, и средняя продолжительность жизни в этот период равнялась 70 годам. Однако после 1992 г. средняя продолжительность жизни в России снизилась в среднем до 59,5 лет. Как и за рубежом, заболеваемость населения России определяют в основном 5 классов болезней, составляющих 2/3 всех заболеваний:
Сердечно-сосудистой системы;
Органов дыхания (1/3 всех заболеваний);
Травмы и несчастные случаи;
Нервной системы и органов чувств;
Органов пищеварения.
Выраженную тенденцию к росту имеют такие заболевания, как злокачественные новообразования, сахарный диабет, вирусные заболевания (в т.ч. СПИД). У женщин чаще возникает гипертоническая болезнь, холецистит, неврозы; у мужчин – язвенная болезнь, травмы, инфаркт миокарда. Около 80% населения расстается с жизнью по одной из этих причин.
Не менее тревожно обстоят дела со здоровьем детей России дошкольного и школьного возраста. Особенности современных условий жизни предъявляют организму детей и подростков более высокие требования. За последние годы у 70-80% детей, поступающих в 1-ый класс, отмечаются различные отклонения в состоянии органов, в том числе хронические заболевания. До 30% детей имеют речевые нарушения, до 40% - хронические заболевания дыхательных путей.
В связи с приведёнными данными, можно говорить о той важной роли, которую играет наша школа в борьбе с детскими заболеваниями. Учениками школы в основном являются дети с ослабленным здоровьем и предрасположенные к туберкулёзу, что делает главной задачей работы педагогов поиск путей для поддержания, укрепления и защиты здоровья детей во время учебного процесса.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения. Главной целью работы следует видеть в достижении учащимися государственного образовательного стандарта и при этом сохранении и укреплении здоровья.

На уроках химии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Никакие другие предметы как биология и химия ни ориентированы на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса и дают им представление о том, как надо заботиться о собственном здоровье. Курс этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьясбережения. Особенно курс биологии 8 класса: ребята, изучая курс анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются в процесс: находят информацию в Интернете, создают презентации, готовят сообщения на предмет здоровья.

Следует организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
Ни для кого не является секретом, что число здоровых детей с каждым годом уменьшается. За период обучения в школе ребята приобретают массу хронических заболеваний. По официальным данным, к концу 20-го столетия лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. Следует давать школьнику возможность для сохранения здоровья, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, использовать полученные знания в повседневной жизни, использовать на уроках такие элементы здоровьясбережения как:
1) оптимальная плотность урока;
2) рациональное чередование видов учебной деятельности;
3) уважительный стиль общения;
4) эмоциональная разрядка;
5) физкультурная пауза;
6) правильная рабочая поза;
7) положительные эмоции.
Положительные стороны данной технологии в следующем: во-первых, не требуется излишнего учебно-методического обеспечения, во-вторых, дети с удовольствием воспринимают элементы урока, направленные на формирование умений, навыков здоровьясбережения: (физкультминутки, соматометрические измерения и т.д.).
В некоторых источниках методической литературы сталкиваемся с тем, что авторы не признают существования понятия «здоровьесберегающие технологии обучения», а есть образовательные технологии, в которых непременно должен быть компонент здоровьесбережения. Любая технология обучения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них здорового образа жизни, а иначе кому нужны технологии, подрывающие здоровье.

15