Стаья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Антоненкова Ксения Сергеевна,
ГБОУ ВО КО «Педагогический институт»
студентка 3 курса
Белогурова Лидия Ивановна
ГБОУ ВО КО «Педагогический институт»
преподаватель педагогических дисциплин
Аннотация: Воспитательные функции в образовательной организации выполняют все педагогические работники, однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Подготовка будущего учителя начальных классов, который является и классным руководителем, предполагает освоение теоретических положений по педагогике, психологии, приобретение педагогического опыта, опыта психолого-педагогического исследования. Актуальным является вопрос о формировании будущего специалиста как педагога-исследователя Ключевые слова: классный руководитель, диагностика, младший школьный возраст, психолого-педагогическое исследование, социометрия.

Annotation: Educational functions in educational organizations fulfill all
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании индивидуально-психологических особенностей ребенка. Конечно, во многих школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность учителя начальных классов, который одновременно является и классным руководителем. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно. Классный руководитель сегодня – это своеобразный эколог детства и его стратегия заключается в том, чтобы воспитывать обучающихся своеобразно их полу, возрасту, формировать у них ответственность за развитие самих себя, за последствия  своих действий и поведения. Поэтому одно из важнейших направлений деятельности современного учителя начальных классов - изучение личности обучающегося, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классных коллективов и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. В связи с этим, подготовка современного учителя нацелена на формирование его как педагога-исследователя. О важности такого подхода свидетельствуют работы ученых и педагогов практиков В.В.Краевского, В.А. Сластенина, С.В.Куликовой, М.Н.Романовой и др. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы. Целью нашей работы явилось рассмотрение отдельных аспектов исследовательской работы учителя начальных классов являющегося и классным руководителем. Исследования проводились на базе практики (2 класс). В исследовании принимали участие 26 учеников в возрасте от 8 до 9 лет.
Основными методами исследования выступили: архивный метод (работа с документами), беседа и экспериментальный (социометрия).
Изучение социального паспорта класса позволил сделать вывод, что обучающиеся являются членами благополучных и неблагополучных, полных и неполных семей. То есть, младшие школьники получают развитие и приобретают определенный опыт общения в разных социальных группах.
Для того чтобы получить более объективные данные о межличностных отношениях в данном коллективе была использована вариативная методика социометрии (Джекобом Леви Морено).
В результате проведенного исследования был получен необходимый материал для изучения межличностных отношений обучающихся в этом классе. Интерпретация результатов психолого-педагогического исследования позволила высказать предположение о лидерстве, выявить «социометрические позиции», сложившиеся в данном классе. В разряд «популярные» попали те, кто получил наибольшее количество выборов в группе и, следовательно, имеют наивысший социометрический статус в группе: 5 обучающихся. Также была получена информация о симпатиях и антипатиях внутри группы. К «предпочитаемым» относятся тринадцать человек. Проведенное исследование определило «выбираемых» - обучающихся, имеющих 1-2 выбора: 3 ученика. К группе «непринятых» относятся пять учеников, не получивших ни одного выбора: 5 обучающихся.
Беседа с классным руководителем подтвердила наши наблюдения: в классе есть младшие школьники, занимающие активные позиции в общении, есть школьники с менее выраженным уровнем общения.
Однако следует подчеркнуть, что все категории позиций получены как следствие использования определенного критерия и, на основании только лишь данных социометрии, нельзя делать выводы об окончательном распределении статусов в группе, навешивая «ярлыки» на участников группы. Применение других критериев может дать иную картину. Возможность провести психолого-педагогическое исследование с младшими школьниками, позволило нам, будущим классным руководителям, убедиться в том, что изучение межличностных отношений обучающихся в классе необходимо для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, создавать для каждого ребёнка в классе благоприятный, эмоциональный, психологический климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя начальных классов.
Учитывая полученные результаты исследования, можно определить одну из проблем воспитательной работы учителя начальных классов – формирование межличностных отношений младших школьников. 
Мы предлагаем, исходя из теоретических возможностей, для нормализации системы отношений в классе проводить:
работу по организации общения и взаимоотношений в системах «ученик - ученик»;
через детское самоуправление;
через вовлечение «не принятых» детей в интересную, значимую для него деятельность;
через работу классного руководителя по скорейшей реабилитации коммуникативных качеств ребенка
Список используемой литературы:
Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 507 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
Классное руководство: учебник для студ. учреждений сред. К476 проф. образования/ В.П.Сергеева, Е.А.Алисов, И.С.Сергеева и др.– М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. учреждений высш. Образования.– М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 464 с. – (Сер. Бакалавриат).