Доклад здоровьесбережение (3 класс)


Доклад по презентации
Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.»
Горчакова Ирина Викторовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4
г.о. Орехово- Зуево Московской области.
2015г.
Доклад
Тема : «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.»
Цели:
-формировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья;
-привлечение к совместной деятельности родителей, других педагогов;
-обучать способам и приёмам сохранения и укрепления здоровья;
-применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Школа-это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Поэтому ценностное отношение к здоровью у ребенка не может формироваться без участия педагогов. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Все здоровье сберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на 3 основные группы:
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Слайд 2. Рассмотрим различия и сходства в дошкольном образовании и в начальном образовании в физическом развитии детей, а также роль воспитателя и учителя.
Физическое развитие: дошкольное образование- ребенок:
-активно и с удовольствием выполняет различные доступные упражнения; проявляет интерес к подвижным играм.
-движения приобретают произвольный характер.
-имеет представление о гигиене, своем теле и о своих физических возможностях.
-не до конца развиты координация и произвольные движения.
Начальное образование- ребенок:
-выполняет различные двигательные упражнения.
-не всегда может поддерживать темп движения, дозировать мышечные движения.
-знает и выполняет правила гигиены, ухода за телом, охраны своей жизни и приемы закаливания.
-удерживает равновесие.
-может проводить утреннюю гимнастику, организовать двигательный режим во время приготовления уроков, прогулок.
Слайд3. Дошкольное образование(воспитатель):
-создает возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
- создает возможности для двигательной активности детей.
-способствует становлению у детей ценностей здорового образа жизни, помогает осознать пользу рационального питания.
-развивает интерес к различным видам спорта.
Начальное образование (учитель):
-формирует осознанное отношение к физической культуре.
-помогает осознать необходимость двигательной активности, систематических физических упражнений; предупреждает уменьшение двигательной активности, проявление гиподинамии.
Слайд4.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровье сберегающего урока. Здоровьесберегающий урок должен:
Воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь это прекрасно; вызывать у них позитивную самооценку.
Слайд 6.
   Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.
Здоровьесберегающие образовательные технологии   - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Отличительные особенности здоровье сберегающих образовательных технологий: отсутствие назидательности и авторитарности; элементы индивидуализации обучения; наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников; интерес к учебе, желание идти в школу; наличие физкультурных минуток; наличие гигиенического контроля.
Слайд 7.
Основой здоровье сберегающей технологии является соблюдение следующих принципов. Принципы:
-учет возрастно-половых особенностей
-учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения
-структуирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся
-использование здоровьесберегающих действий.
Слайд 9.
Здоровьесберегающие действия: оптимальная плотность урока; чередование видов учебной деятельности, а также создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; рефлексия(обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены).
Слайд 10. Оздоровительные моменты на уроке.
Слайд 11.
Преемственность образовательного пространства:
1)целевая:
Согласование целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития ребенка.
2)содержательная:
Обеспечение «сквозных» линий в содержании повторений, пропедевтики, разработка единых курсов изучения отдельных программ.
3)технологическая:
Преемственность средств, форм, приемов и методов обучения и воспитания.
4)психологичекая:
Учет возрастных особенностей, снятие психологических трудностей, адаптация переходных периодов.
5)управленческая: наличие общего руководства, жесткая структура комплекса.
Слайд 12. Здоровьесохранная деятельность.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей; формирование потребности в здоровом образе жизни.
Слайд 13. Задачи:
-организация психолого-педагогических мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитанников, школьников, педагогов.
-смягчение адаптационных периодов.
-улучшение санитарно-гигиенического состояния школы.
-активизация жизнедеятельности детей средствами физической подготовки.
-профилактика заболеваний.
-сотрудничество со специалистами здравоохранения.
-просветительская и внеурочная работа.
Слайд 14.
Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, точечный массаж, релаксация, бассейн.
Слайд 15. Пальчиковая гимнастика.
«Рука является вышедшим наружу мозгом.» И. Кант.
Задачи:
-стимуляция развития речи;
-профилактика нарушений зрения;
-расширить пространственную активность глаз.
Слайд 16. Здоровье человека зависит:
*На 50% - от образа жизни;
*На 25% - от состояния окружающей среды;
* На 15% - от наследственной программы;
* На 10% - от возможностей медицины.
Слайд 17.
Пальчиковые игры могут помочь: подготовить руку к письму; развить внимание, терпение; стимулировать фантазию; активизировать работу мозга; научиться управлять своим телом.
Слайд 18. Зрительная гимнастика помогает:
Снять физическую и психоэмоциональную напряженность; тренировать вестибулярный аппарат; развить зрительную координацию; укреплять глазные мышцы; развить зоркость и внимательность; улучшить зрение.
Слайд 19. Зрительная гимнастика. Цели:
-профилактика возникновения и развития близорукости;
-расширение пространственной активности глаз в ходе занятий.
38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям одним из факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные зрительные нагрузки, существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.
Слайд 20. Точечный массаж помогает:
-проводить профилактику простудных заболеваний;
-закаливание детей;
-научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения;
-обучить навыкам точечного массажа.
Слайд 21. Физкультурные минутки помогают:
-снять усталость, напряжение;
-ослабить утомление на уроке;
-проводить профилактику нарушения осанки;
-поддержать работоспособность, активное внимание.
Слайд 22. Релаксация на уроках помогает стресс, расслабить мышцы, снять усталость, восстановить работоспособность.
Слайд 23. Дыхательная гимнастика:
-укрепляет дыхательную мускулатуру;
-уменьшает заболевания дыхательной системы;
-повышает общую сопротивляемость организма, его тонус;
-оздоравливает нервно-психическое состояние.
Слайд 24. Экологическое пространство: проветривание помещений, наличие живого уголка, озеленение кабинета, освещение кабинета.
Слайд 25.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.» Гиппократ.
Слайд 26.
Работа по здоровьесбережению младших школьников ведётся не только в учебной деятельности, но имеет своё обусловленное продолжение во внеклассных и общешкольных мероприятиях. Каждый год в нашей школе проводится массовое мероприятие при активном участии родителей «Масленица».
Фото-слайды с данного мероприятия(№25-№31)
Это мероприятие проводится на свежем воздухе и состоит из нескольких этапов:
Каждый класс украшает свой стол самоваром, в котором горячий чай, выпечкой, блинами, сладостями, пирогами.
Дети каждого класса принимали участие во всевозможных конкурсах (прыжки в мешках, перетягивание каната, кидание снежков в корзины и т.д. ), по результатам набранных очков они получали жетоны. На них они могли приобрести любую понравившуюся выпечку с любого стола.
В конце мероприятия, по старинной русской традиции, сжигалось чучело масленицы.
Выигрывали команды, набравшие больше всех жетонов в конкурсах или за хорошо украшенный стол.
Главные помощники в проведении данного мероприятия – это ученики 10-11 классов, родители учащихся начальных классов. Всем очень нравится этот праздник. Поэтому все с огромным удовольствием и желанием активно участвуют в данном мероприятии, все дети с нетерпением ждут этого праздника. Наша школа старается проводить такое замечательное мероприятие каждый год.
Слайд 32. Заключение.
«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.»
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми [Текст] – М.:»Астрель»,
2003
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания [Текст] – М.: «ВАКО», 2004.
3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] – М.: «ВАКО»,
2004
4. Научно – методическое пособие. Здоровьесберегающее сопровождение
воспитательно – образовательного процесса. Ч.1. Здоровьесберегающая
среда в образовательном учреждении [Текст] – Кемерово, 2003
5. Чупаха И.В. , Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. здоровьесберегающие
технологии в образовательно – воспитательном процессе [Текст] –
М., 2003.
http://images.yandex.ruhttp://ru.wikipedia.org