ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
Яценко Н.А.

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья учащихся при выборе профильного обучения
Ключевые слова: профильное обучение, здоровье, адаптация, система здоровьесберегающего образования
Современная эпоха общественного развития характеризуется высокими темпами и масштабами мобильности предметного и социального окружения человека. Важным стратегическим направлением развития инновационного процесса в отечественной системе образования является профильное обучение.
Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса создавать новые образовательные модели с целью поддержки образовательной траектории каждого учащегося, эффективного использования имеющихся ресурсов. [2].
Углубленное или дополнительное изучение предметов, которые не входят в структуру жизненных планов выпускника, приводит к неоправданному увеличению учебной нагрузки и без того напряженного периода его жизни и становится источником рисков для личностного развития и здоровья. Еще большую опасность таит ошибочность выбранного профиля, которая может проявиться спустя годы уже потерянным здоровьем и «испорченным характером».
А между тем здоровье – это фактор, который определяет во многом уровень адаптивных и творчески – преобразовательных возможностей человека, социальных групп. Состояние здоровья школьника может стать условием, ограничивающим возможности качественного освоения им нового содержания образования, потенциально сужающим спектр направлений дальнейшей социализации выпускников.
Профильное обучение, как известно, инициирует развитие принципиально новой системы взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, не говоря уже о новом содержании учебных программ, формах организации учебно – воспитательного процесса. Сама ситуация новизны создаёт и для взрослых, и для детей фон, провоцирующий социально – психологическую напряжённость, эмоциональную тревожность. Адаптироваться к новой ситуации оказывается далеко не просто и детям, и родителям, и учителям.
Необходимо повышенное внимание педагогических коллективов школ ко всему комплексу проблем периода адаптации, в том числе и к задачам обеспечения психофизической безопасности старшеклассников, поддержанию и укреплению их здоровья.
Система здоровьесберегающего образования школьников представляет собой взаимодействие трёх подсистем, которые способствуют созданию необходимых условий для формирования личности учащихся, содействуют их физическому и психическому развитию. Этими подсистемами являются:
Формирование здоровьесберегающей грамотности.
Здоровьесберегающий подход к учебному процессу.
Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время.
Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определённых организационных формах с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения.
Здоровьесберегающая грамотность возникает в процессе решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у детей ценностного отношения к физическому и психическому здоровью, к обучению правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, способам формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Среди факторов, способствующих повышению психоэмоциональной напряжённости и тревожности, немаловажную роль играют и формализм, отсутствие системности в профориентационной работе на этапе предпрофильной подготовки. С этим связаны и затруднения учащихся в самоопределении по профилю образовательной траектории, и низкий уровень зрелости в выборе профессии. Данное обстоятельство также создаёт угрозу психологическому, нервно – психическому здоровью выпускников.
Риски профильного обучения можно снизить за счет внедрения технологического подхода к созданию образовательной среды в школе, технологическим результатом которого является здоровая среда развития.
Успешное решение задач профильного обучения обеспечивается личностными способностями школьника, его активностью и умением принимать решения и нести ответственность за их последствия, которые должны формироваться на протяжении всего периода школьного обучения.
Создание образовательной среды, минимизирующей риски профильного обучения – это комплексный процесс, требующий изменений на всех уровнях образовательной системы (структурном, функциональном, содержательном, организационном. Для получения ожидаемого результата необходимо выполнение следующих условий.
1.Обеспечение координации взаимодействия всех элементов образовательной системы, влияющих на конечный результат (институциональной, научно-методической и психологической служб, системы дополнительного образования детей, системы повышения квалификации, педагогов, родителей и самих учащихся).
2.Формирование психологической культуры и профессиональной компетентности педагогических кадров на основе научных психолого-педагогических знаний.
3.Научно – методическое сопровождение образовательного процесса с целью оперативного реагирования на потребности практики.
4. Осуществление психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса[4].
Здоровье человека как личное достояние – это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развивать свои способности, работать при любой нагрузке.
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Список литературы
1.Зарецкая С.К. Теоретико – методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу: Вопросы теории/ С.К.Зарецкая // Профильная школа. – М, № 4 – 2008. -с.118 -125
2.Смирнов Н.К. Здоровьеберегающие технологии и технология здоровья в школе/ Н.К. Смирнов. – М., 2005.
3.Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. //Профильное обучение: Вопросы теории и практики. - М.: Педагогическая академия. – 2005. – С.12.
4.Тихомирова Т.С. Коммуникативное развитие школьников в образовательном процессе / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., №8, 2009.- С.256-264.