Внеурочная деятельность в начальной школе. Кукольный театр.


Организация работы кукольного театра как вида внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №28
г. Воронежа
Ионина Татьяна Ивановна
Цель программы:
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении» как главном явлении театрального искусства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
-реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
-систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
-знакомство детей с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, декорации, история кукольного театра);
-развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
-обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
-формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
-формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
-развитие коммуникативной культуры детей;
-формирование понимания роли своей малой Родины.
Ценностные ориентиры содержания курса:
-Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
-Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
-Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
-Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
-Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
-Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
-Ценность искусства и литературы – как способ познания красоты, гармонии, духовного мира.
Методологические принципы:
-принцип развития индивидуальности каждого учащегося – занятия в кружке активируют творческие способности, жизненные познания, речевой опыт, эмоции каждого ребёнка;
-принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности – способствовать усвоению учащимися социального опыта;
-принцип деятельностной основы занятий в кружке (принцип выражается во внешней и внутренней активности детей. Делается упор на самостоятельные и групповые формы работы);-принцип реальности и практического применения – все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку в его сегодняшней жизни и для будущего развития. Умение правильно говорить, выражать свои эмоции, работать в коллективе найдут применение в жизни ребёнка.
Особенности программы:
В основе программы лежит интеграция предметов художественно - эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, умение видеть и творить прекрасное.
Основные виды деятельности:
беседа;
экскурсии;
уроки сценической грамоты;
игровые виды деятельности;
вокально-хоровая работа;
выразительное чтение;
создание масок, костюмов, декораций;
участие в постановке спектакля.
Обязательный элемент каждого занятия – этюдный тренаж.
Этюды на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, на выражение эмоций, на развитие сценической речи, на развитие сценической речи, этюды на воспроизведение отдельных черт характера, на отработку движений кукол.
Планируемые результаты, включающие формирование УУД.
Личностные УУД
Учащиеся получат возможность знать:
о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
правила поведения в игровом, творческом процессе;
правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе или поражению.
Учащиеся получат возможность уметь:
анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
соблюдать правила игры и дисциплину;
правильно взаимодействовать с партнёрами по команде;
выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой и игровой деятельности.
Учащиеся научатся:
-быть сдержанными, терпеливыми, вежливыми в процессе взаимодействия;
-подводить самостоятельный итог занятия, анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Метапредметные УУД.
Учащиеся получат возможность знать:
-о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа;
-иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Учащиеся получат возможность уметь:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-адекватно воспринимать предложения и оценку окружающих;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-выбирать вид чтения в зависимости от цели;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формулировать собственное мнение и позицию.
Учащиеся научатся применять:
-полученные сведения о многообразии театрального искусства;
-использовать красивую, правильную, чёткую речь как средство полноценного общения.
Предметные УУД.
Учащиеся получат возможность знать:
-необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
-о сценической речи;
-о декорациях к спектаклю;
-о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.
Учащиеся получат возможность уметь:
-работать с куклами разных систем при показе спектакля;
-импровизировать;
-работать в группе, в коллективе;
-выступать перед публикой, зрителями.
Учащиеся научатся:
-самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект;
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.