Конспект классного часа Деревенские посиделки


Деревенские посиделки
Цели: повышение родительского интереса к делам класса; вовлечение родителей в школьную жизнь их детей.
Задачи: познакомить с народным праздником Покровская суббота, традициями, обычаями, играми; развивать интерес к российской истории, стремление узнать новое; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие.
Участники: учащиеся 2, 4 классов, их родители.
Место проведения: краеведческий музей.
Появляются ведущие.
(Хозяин с хозяйкой(родители) в русских народных костюмах)
Хозяйка (родительница). Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин (родитель). Веселья вам да радости!
Хозяйка (родительница). Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник не начинаем. Хлеб да соль примите и отведайте.
Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко и словечко! А празднуем мы сегодня Покров день. Знаете ли вы, что он обозначает? Вот послушайте.
Покровская суббота – последняя суббота сентября по старому стилю или 14 октября по-новому. Исстари она была большим праздником. Он приходился на то время, когда заканчивалась страда – прекращались всякие земледельческие работы. Для земледельцев наступали благодатные дни – после сбора урожая они могли некоторое время отдохнуть. Обычно люди к нему готовились с особой тщательностью – убирали и чистили дома, готовили еду и питье. Время перед восходом солнца считалось самым знаменательным. В это время ходили купаться, стирать, ткали, пряли, делали домашнюю работу. Считалось, что все сделанное до восхода солнца имеет какое-то особенное значение. Покровская суббота праздновалась довольно шумно и продолжалась три дня. Начинали играть свадьбы.
Хозяйка (родительница). Припасли и мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Гости дорогие отведайте пирожков горяченьких, чаю с крендельком, а праздник пойдет своим чередом.
Все рассаживаются за столики.
Шутливые диалоги.
1 ученик. Федул, что губы надул?
2 ученик. Кафтан прожег.
1 ученик. Можно зашить?
2 ученик. Да иглы нет.
1 ученик. А велика ли дыра?
2 ученик. Один воротник остался.
3 ученик. Сынок сходи на речку за водицей!
4 ученик. Живот болит!
3 ученик. Сынок, иди кашу есть!
4 ученик. Что ж, раз мать велит – надо идти!
Хозяйка (родительница). А не пора ли нам хоровод завести?
Хоровод. Как на тоненький ледок (рус. нар. песня)
Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима , зима снежная была.
Выпал беленький снежок. Ехал Ванюшка дружок.
Ехал Ваня поспешал, с ворона коня упал.
Он упал, упал – лежит, никто к Ване не бежит…
Две подружки увидали прямо к Ване подбежали.
Прямо к Ване подбегали да за обе руки брали.
Они брали, подымали, на коня его сажали.
На коня его сажали, в путь дорожку провожали.
Как поедешь ты Иван не зевай по сторонам!
Хозяин. Молодцы. Умеете хоровод водить. А знаете ли вы пословицы, поговорки о еде? И не только…
Желающие говорят.
Аппетит приходит во время еды.
Щи да каша – пища наша.
Яйца курицу не учат.
Язык мой – враг мой.
Язык до Киева доведет.
Язык без костей.
Чужую беду руками разведу, а к своей и ума не приложу.
Делу время – потехе час.
Хозяин. Ну-ка девочки выходите, да песню хороводную нам покажите.
Рус. нар. песня. (хоровод водят девочки 2, 4 класса)
На горе - то калина, под горою малина.
Ну, что ж, кому дело - калина, ну, кому какое дело- малина.
Там девицы гуляли, там красные гуляли.
Ну, что ж, кому дело - гуляли, ну, кому какое дело- гуляли.
Калинушку ломали, на дорожку бросали.
Ну, что ж, кому дело - бросали, ну, кому какое дело - бросали.Учитель. Гости дорогие. Чай попили, хороводы поводили. Можно и поиграть.
Игра. Кто быстрей.
Чтение скороговорок. Участвуют взрослые и дети.
Победитель получает приз.
1. Гроздья рябины на солнце горят.
Рябит от рябины в глазах у ребят.
2. На ногах у Мананы «бананы»
И в руках у Мананы бананы.
3. Сорок сорок ели сырок.
4. Рог носорог принес на порог.
5. Парус наш на совесть сшит.
Нас и шторм не устрашит.
6. У Паши шахматы, у Саши шашки.
7. Под кроной дуба Люба.
Под кроной клена Леня.
8. Летят три пичужки через три пусты избушки.
9. Бежит лиса по шесточку: лизни лиса песочку.
10. Бык бодается с быком убегают все кругом,
Береги бегун бока от бодливого быка.
11. Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи чаще.
12. Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.
13. Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки.
Ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.
14.Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны.
Слоем снега, словно шалью скроет шишки до весны.
Хозяин. Молодцы. И как это у вас здорово получается. А теперь проверим вашу смекалку.
Игра «Поле чудес»
(принимают участие и взрослые и дети, игру проводит один из родителей)
Наши условия такие, как и в телеигре.
У вас у каждого есть номер. Мы сейчас узнаем, кто будет играть первыми. Раскрутим стрелку и выпавший номер становится номером первой тройки игроков.
I тур — блюдо русской кухни, представляющее собой холодный суп на кислом квасе, который варят на отварном и протёртом щавеле, свекольной ботве, шпинате, зелёном луке, крапиве и другой съедобной траве (Ботви́нья).
II тур — Деревянная или глиняная посудина для заквашивания теста. Забродившее тесто, опара. (Квашня).
III тур — Сдобный хлеб, испеченный в виде калача, с перевивкой в середине, похож на лежащую букву (Крендель).(Призы: конфеты, книги, ручки, тетради, игрушки)
Суперигра. Старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора. (Пово́йник)
Победителю вручается приз – торт, который по желанию игрока можно разделить на всех играющих.
Хозяйка (родительница). Что-то засиделись мы, выходите хоровод водить.
Хоровод. В хороводе были мы. Рус. нар. песня.(исполняют родители)
В хороводе были мы, в хороводе были мы
мы, были мы, были мы, были мы
Кого надо видели, кого надо видели
Видели, видели, видели, видели.
Сокола – молодчика (2р), молодца, молодца (2р).
Встань молодчик, подбодрись(2р), подбодрись, подбодрись(2р).
Вправо, влево развернись(2р), развернись, развернись(2р).
Кому хочешь, поклонись (2р), поклонись, поклонись (2р).
Хозяин. Объявляется конкурс на исполнение русской народной песни. Кто больше знает песен.
По команде 1 команда начинает исполнять песню, и по команде заканчивает
и тут же начинает – 2 команда.
Располна полна моя коробушка (коробушка)
Раз, два, люблю тебя
Ой, со вечера, с полуночи
Во поле орешина
Посею лебеду
В амбар за мукой
Валенки, да валенки
Пчелочка златая
Подмосковные вечера
Одинокая гармонь
Катюша.
Победители получают приз.
Хозяин с хозяйкой. Видно по всему, что вам всем понравилось.
Становитесь в хоровод взрослые и дети.
Хоровод. Во поле береза стояла. (исполняют родители и дети)
Во поле береза стояла (2р)
люли, люли стояла (2р)
Во поле кудрявая стояла
Некому березу заломати
Некому кудряву заломати
Я пойду, пойду, пойду, погуляю
Белую березу залома.
Срежу я с березы два пруточка
Сделаю из них я три гудочка
А четвертую балалайку
Буду в балалаечку играти.
Хозяйка (родительница). Спасибо гости дорогие, что не забыли нас, проведали, нашего угощения отведали. Хороводы поводили, весело время проводили. Приходите в гости, будем рады!