Конспект урока кубановедения в 1 классе на тему Промыслы и ремёсла на Кубани


УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ В 1 «Б» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ : «ПРОМЫСЛЫ И РЕМЁСЛА НА КУБАНИ».
Предмет: кубановедение
Класс: первый
Тип урока: вводный.
Тема: «Промыслы и ремесла на Кубани».
Технологии: технология деятельностного метода обучения, технология сотрудничества и ИКТ-технология работы с интерактивной доской.
Формы организации деятельности детей: коллективная , групповая.
Методы: частично-поисковый метод, словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, методы стимулирования мотивов интереса к учению.
Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска SMART Board.
Учебные пособия: учебное пособие для 1 класса «Кубановедение. Практикум» Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыкина, Г. В. Шевченко ОИПЦ «Перспективы образования» 2014г., презентация.
Цель:
- познакомить учащихся с промыслами и ремеслами жителей Кубани различных национальностей;
- формирование интереса к культуре и быту других народов;
- привитие чувства уважения к традициям народов Кубани;
- воспитание интереса к родной истории, любви к Родине
(Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.)
Планируемый результат: обучающиеся научатся: воспринимать на слух рассказ о ремёслах и промыслах казаков; отвечать на вопросы учителя по содержанию беседы; обучающиеся получат возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности быта кубанского казачества и высказывать собственное суждение; бережно относится к культуре родного края, желание создавать своими руками предметы декоративно-прикладного творчества, использование в повседневной жизни полученных на уроке умений.В результате формируются УУД:
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
общеучебные – владеют методом познания окружающего мира – наблюдением; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические–устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель:
-Ребята, начнем мы урок красивыми и теплыми словами.
- Повторяйте за мной.
Я желаю вам добра,
Вы желаете мне добра
Если вам будет трудно,
Я помогу.
-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке.
2.Мотивация учебной деятельности.
-Как называется край, в котором мы живём?
(Краснодарский край или Кубань.)
Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен-
Край наш Краснодарский.
- Скажите, пожалуйста, а кто первым переселился на Кубань? (Казаки ).

-Да, ребята. Казаки переселялись на Кубань по суше, по морю целыми казачьими селениями (т.е. большими группами) и, конечно «приходили на новые земли со своими знаниями и умениями. СЛАЙД 2.
Все в жизни дается трудом нам:
И хлеб наш насущный, и кров,
И каждая новая домна,
И каждая строчка стихов.
За скромной героикой будней,
За всем, чем заполнена жизнь,
Встают созидатели – люди –
Попробуй о них расскажи.
Так написал кубанский поэт Виктор Подкопаев.
3. Актуализация знаний, сообщение темы и постановка цели урока.
-Сегодня на уроке нам предстоит работать в группах.
-Вспомним правила работы в группе.
РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ.
ОБСУЖДАТЬ ДРУЖНО.
ДУМАТЬ БЫСТРО.
СПОРИТЬ ТИХО.
-Чтобы определить тему нашего урока, давайте выполним следующее задание.
Слайд 3.
- Проведём «мозговой штурм» и расшифруем слова. Когда вы это сделаете, то сможете прочитать тему нашего урока.
а с е р м е л
7 5 2 1 3 4 6
л с ы о м р п ы
7 6 5 3 4 2 1 8
- Что у вас получилось? Ремёсла и промыслы.
СЛАЙД 4.
- Правильно, ребята.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Молодцы!
Сегодня мы с вами познакомимся с промыслами и ремеслами жителей Кубани. Узнаем, чем занимались наши предки, познакомимся с некоторыми видами ремесел.
- Назовите цель нашего урока.
НО, прежде чем приступить к новой теме, мы с вами, должны определить, что же обозначают данные слова:
Ремесло - // Может быть, кто-то знает, что это?
- Ребята, а если мы не знаем или не понимаем значение слова, тогда мы обращаемся к помощи чего? Существует много различных источников получения информации: интернет
-Кто умеет пользоваться им и получать интересующую информацию? Молодцы.
Это наши родители и другие взрослые (бабушки, дедушки), это книги, и конечно СЛОВАРИ.
Ремесло - // Тогда давайте узнаем вместе.
профессиональное занятие- изготовление изделий
ручным способом.
Промысел- // А это слово, можете объяснить? Тогда давайте узнаем.
ремесленное производство, подсобное занятие при
основном сельскохозяйственном. СЛАЙД 5.
А если сказать проще, то:
Ремесло-это ///… изделие, которое человек изготавливает своими руками по секретной технологии, и эту технологию предавали из поколения в поколение.
Промысел- это///… занятие охотой добыча зверя, птицы, рыбы. Это то, что даёт человеку природа.
4.Формирование новых знаний.
На Кубани люди с давних времён занимались промыслами и ремёслами.
Славится наш казачий край своими мастерами – ремесленниками. Чего только не умеют кубанские мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резка по дереву, роспись и гончарное дело, кузнечное дело, художественная ковка и ткацкое производство…СЛАЙД 6.
Знать народные ремёсла – это значит лучше понимать свой народ. В средние века ремесленники селились в городах по цехам - ремёслам: гончары, кузнецы, сапожники, перчаточники. У каждого цеха было своё знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских : на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел – Гончарная, Кузнечная, Поварская… Не только улицы, а даже станицы отличались друг от друга особым ремеслом. (На столах стоят флажки с изображением изделия).
5. «Город Мастеров» .

- И сейчас мы отправимся в город Мастеров. А чтобы открылись городские ворота, выполните задание. Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесленнике идёт речь в каждой из них.
Не боги горшки обжигают. Гончар
Куй железо, пока горячо. Кузнец.
Не игла шьёт, а руки. Портной, швея.
Не бравшись за топор, избы не срубишь. Плотник.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Пахарь, хлебороб.
- Молодцы, ребята! Ворота открыты, и мы отправляемся в путешествие в город Мастеров.

-Сейчас каждой группе будут предложены пословицы, а вы прочитайте те пословицы , которые посвящены труду. постараетесь их объяснить.
1.Не просит ремесло хлеба, а само кормит.
2.Всякому молодцу́ ремесло к лицу.
3.Ремеслу везде почёт.
4.Имею ремесло- и на камне хлеб достану.
5.Дело мастера боится.
-Молодцы!
- А теперь вы познакомитесь поближе с некоторыми промыслами и ремёслами Кубани. ( Рассказы детей.)
1.Художественная обработка дерева.
- Посмотрите на слайд. Из чего эти предметы?
СЛАЙД 7.
Это искусство широко распространено и развивается и сейчас. Лесов на Кубани много и поэтому дерево - наиболее доступный и любимый материал в народных промыслах.
Ученые говорят, что всем нам известные деревянные ложки появились ещё в каменном веке.
2.Гончарное ремесло . СЛАЙД 8.
Никого не может оставить равнодушным работа гончара на гончарном круге. Это очень большая трудоемкая работа, требующая огромного терпения. Без него не подпускают ученика к гончарному кругу.
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки – свистульки для детей в виде петушков(кочетов), утиц, баранчиков, глину так же использовали для изготовления сувениров, черепицы. Форма сосудов была простой, разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик» - горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко, сметану . Особого мастерства требовало изготовление кувшина. Считалось, что если сосуд «дышит» , сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил в него частичку души.
Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы. Лозоплетение.
СЛАЙД 9.
Самое древнее народное ремесло. Оно возникло раньше гончарного дела и занимало главное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек плёл корзины, сети, сосуды. На Кубани из лозы делали почти все домашние бытовые предметы. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того , чтобы были прочными, обмазывали глиной.
Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Из нее делали колыбели, погремушки, корзины, короба, (емкость для хранения зерна, овощей).
Плетением из соломы занимались в основном мужчины. Из соломы плели шляпы с большими полями/ брыль/. В качестве материала использовали рожь , она более прочная и гибкая. В знойное лето шляпа укрывала от жары во время сенокоса.
Слово: брыль.
- На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. СЛАЙД 10.
В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами. Они создавали настоящие художественные произведения из металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадные лестницы, ограды, флюгера, фонари. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Они плели кружева из металла. В каждой кубанской станице с конца 19 века работали до пяти кузнец. Здесь изготавливалось все необходимое для быта – замки , ухваты, ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги, подковы. А человек нашедший подкову считался счастливым. В кузнице всегда темно. Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.
Кубанская ковань является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. Чтение стихотворения В.Нестеренко«Кузнец».
6.Физминутка.
Когда люди работали, то пели песни. Вот и мы с вами сейчас отдохнём.
100 ремёсел, 100 названий
Кузнецы коней подкуют.
Мастерицы рушники-
Вышивкой живой цветут.
А из глины гончары
Волшебство нам создают.
Ну, а в море рыбаки
Невод полный достают.
И корзины из лозы
Урожай собрать помогут,
Если руки золотые- они очень много могут.

- Наиболее развитыми видами народного декоративно- прикладного искусства на Кубани были вышивка, кружево, ткачество.
СЛАЙД 11.
В кубанской вышивке изображали солнце – как символ тепла и жизни, женскую фигуру или цветущее дерево – это символ плодородия земли,
птицы – символ весны, просыпающейся жизни.
Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме были не только для украшения, но они ограждали от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто ее носит, поэтому располагалась на груди, у ворота, подоле, рукавах.
Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубахи, рушники, платочки, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.
В небе солнца золотой клубочек
Сыплет нити лучиков- огней,
Собирают их девичьи руки
И узоры шьют на полотне.
Как нарядны рушники, рубахи, скатерти, украшенные разнообразной вышивкой! /Появляется слово: рушник/
(Показ рушника) Рушник играл большую роль в жизни людей. Ни один обряд-ритуал не обходился без него. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и когда он появлялся на столе, его клали как святыню на рушник.
Начинали вышивать рушник с детства. Девочку учили вышивать, как только она могла держать иголку в руках, потому что рушники не быстро шьются. Крестик за крестиком, стежок за стежком при лучине в долгие осенние и зимние вечера.. Народные мастера вышивали рушники, (полотенца), скатерти, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др.
Кружево выполнялось в основном крючком для украшения рушника, подзора, наволочки. Сегодня нам известны многие мастера вышивки на Кубани, которые продолжают традиции.
Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.
7. Работа в группах.
- Найдите правильный вариант ответа.
Этот предмет казак надевает на голову,
когда выходит на работу в поле . /соломенная шляпа с широкими полями - брыль/
А в этой посуде хранят молоко и сметану . /кувшин – глэчик /
Попьет казак молоко, а чем он усы утрет? /полотенцем – рушником/
8. Творческое задание.
-Мы с вами много говорили о ремёслах, а теперь у вас будет возможность самим побыть ремесленниками.
1 группа украшает рушник.
2 группа занимается декоративным украшением глэчика.
3 группа расписывает ложки.
4 группа занимается оформлением корзины.
5 группа оформляет выкованные ключи. Работа идёт под музыку.
9.Выставка работ учащихся. Ярмарка.
Приходи, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет,
Вот ремесленник трудяга,
Свой товар доставил вам
Он его не продает, а даром отдает
На ярмарке бывайте,
Ничего не забывайте.

На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли.
Частушки.
Мы кубанские девчата
Мы танцуем и поём.
Про народные ремёсла
Вам частушки пропоём.
Дайте лён, дайте лён,
Дайте сорок веретён.
Стану прясть – попрядыватьНа дружка поглядывать.
Не рубает мой рубанок,
Не пилит моя пила.
Ко мне подружка не приходит,
И работа не мила.
Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой  дорогой,
Какая мастерица!
Сидит заяц на осине,
Плетёт лапти косяком.
Чтобы наши все ребята
Не ходили босяком.
Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что – то милый не идёт.
Видно долго сердится.
Шила – шила сарафан,
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
 За мной гурьбою мальчики!
Мы частушек знаем много,
Мы танцем и поём.
Приходите к нам , ребята,
Мы другие вам споём!
10. Физминутка. Народная игра «Подкова» Старинное кубанское поверье гласит:
« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./
- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья, удачи и здоровья.
11. Итог урока.
- Ну, вот наш урок и подошёл к концу. Сегодня мы с вами много работали. - И все вы молодцы!
-Назовите виды кубанских ремесел, с которыми мы сегодня познакомились.
- И заканчивая наше знакомство с ремеслами, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова.
Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.
-Зачем выступали в образах гончаров, обработчиков дерева и мастеров декоративно-прикладного искусства?
- А может ли вам в жизни пригодиться этот материал?
Наверное многим из вас родители покупали в магазинах «Умные игрушки» трафареты для росписи, рисование песком, вышивки, др.?
- А на рыбалку вы ездили?
-Ребята, ведь если вы уже умеете вышивать, расписывать различные предметы , ловить рыбу, значит вы сохраняете промысел и ремесло, сохраняете традиции Краснодарского края, а занимаясь этими ремёслами и промыслами вы становитесь жизнерадостными, талантливыми, усидчивыми, целеустремлёнными, успешными, уверенными.
Но самое главное, чтобы эти занятия доставляли вам удовольствие
Молодцы, вы очень хорошо поработали на уроке.
12. Домашнее задание.
Узнать, каким ремеслом владеют родственники.
13. Рефлексия.
3 казака
1 весёлый
1 грустный
1 нейтральный.
- На память мне бы хотелось вам подарить сувенир – оберег.
Это украшенный веник, который по поверью прогоняет зло, защищает и оберегает дом, приносит счастье и благополучие.

- Спасибо за урок! Счастья вам, здоровья и добра.