Адаптированная основная общеобразовательная НОО



Адаптированная образовательная программа

учащийся 1 «В» класса
Срок реализации 1 год

Ответственный за реализацию программы: Ануфриева Э.А.

Законный представитель ребенка (мама)










Составители программы:
Ануфриева Эльвира Анатольевна,
Друзенко Лариса Николаевна,
Коваленко Ольга Валерьевна,
Солдатова Виктория Николаевна









п. Новый 2016 год


Целевой раздел
Адаптированная основная общеобразовательная НОО составлена на основе:
1) Закон РФ «Об образовании» ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007№ 309-ФЗ);
2) ФГОС ОВЗ НОО, от 29 декабря 2012 год № 273-ФЗ;
3) Примерная АООП НОО для детей с РАС (вариант В).

Пояснительная записка
Характеристика
На момент поступления в школу специалистами ПМПК ребенку рекомендовалось индивидуальное обучение по коррекционно-развивающей программе. С. посещал детский сад с 3 до 5 лет, обычную группу, без специального сопровождения. К школе специально не готовился. Самостоятельно одевается, ест, играет. Связно не разговаривает, повторяет слова, но может показать, то о чем спрашивают (знает цвета, цифры), повторяет песни, любит возиться тестом. Боится животных. С ребенком можно наладить контакт, он любознательный.
Воспитывается в полной семье, есть сестра 5 лет и брат 14 лет, ребенка везде сопровождает мама. Дополнительное образование С. не получает.
Мама высказала пожелание о том, чтобы ребенок обучался в первом классе с частичной инклюзией.
Таким образом, целью данной программы является подготовка ребенка с РАС к обучению в инклюзивном первом классе.
Для этого необходимо осуществлять решение ряда задач:
Обучение ребенка пониманию причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей в индивидуальном и парном занятии;
Способствование принятию и освоению своей социальной роли в процессе посещения школы;
Формирование и развитие мотивов учебной деятельности индивидуально и на занятии с классом (музыкальные занятия, технология, ИЗО);
Содействие удовлетворению потребности в общении на занятиях с классом, во внеурочных мероприятиях и занятиях в небольшой группе;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми в индивидуальных занятиях с психологом, учителем и логопедом;
Обучение овладению социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности);
Консультирование взрослых по вопросам особенностей взаимодействия с ребенком и их психологическое просвещение.

Планируемые результаты освоения обучающимися АОП (вариант В ).

Личностные результаты освоения АОП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-
пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения АОП включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП основного общего образования, которые отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
готовность слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения АОП, включающие освоенные обучающимися знания
и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения, представлены в рабочих программах учебных дисциплин.


Система оценки достижения обучающимися с РАС
планируемых результатов освоения АОП.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения АОП призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с РАС в овладении АОП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;
динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АОП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.

Содержательный раздел
Содержание программы:
Программы учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения проекта АООП детей с РАС и программы формирования универсальных учебных действий.
Программа учебного предмета содержит:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета;
общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
содержание учебного предмета;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа нравственного развития обучающихся с РАС на ступени начального общего образования направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся с расстройствами аутистического спектра к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа обеспечивает:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение режима дня;
формирование негативного отношения к факторам риска для здоровья обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.



Программа коррекционной работы.
Основные принципы формирования программы коррекционной работы с обучающимися с РАС заключаются в следующем:
необходимость постепенного, индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе: начиная с уроков, где он чувствует себя наиболее комфортно и успешно, до полной инклюзии;
при выраженности проблем, связанных с развитием социально бытовых навыков и навыков коммуникации, ориентировки в происходящем, восприятии заданий и инструкций педагога;
в связи с трудностями формирования учебного поведения у инклюзированного ребенка с РАС в начале обучения он временно обеспечен дополнительными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в контакт, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
необходимость постепенного перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной;
специальное внимание к выбору для обучающегося места в классе, где он будет более доступен организующей помощи учителя;
значимость для ребенка с РАС четкой и осмысленной упорядоченности временно пространственной структуры уроков и всего его пребывания в школе, дающей ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
необходимость индивидуальных педагогических занятий для контроля за освоением обучающимся новым учебным материалом и для оказания, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении основной Программы;
для успешного обучения в условиях инклюзии ребенок с РАС требует индивидуального подхода;
значимость на начальном этапе обучения специальной организации на перемене, включения его в мероприятия, позволяющие отдохнуть и получить опыт в контактах со сверстниками;
необходимость оказания специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых на уроках знаний и умений, не допускающего их простого механического накопления;
необходима специальная коррекционная работа по развитию вербальной коммуникации детей, возможности вести диалог, делиться с другими своими мыслями, впечатлениями, переживаниями;
развитие внимания к близким взрослым и соученикам, оказание специальной помощи в понимании происходящего с другими людьми, их взаимоотношений, переживаний;
необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях.
процесс обучения в начальной школе ребенка с РАС поддерживается психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, семьи и школы.

Целью коррекционной программы является психологическая подготовка ребенка с РАС к обучению в инклюзивном первом классе.
Для этого необходимо осуществлять решение ряда задач:
Обучение ребенка пониманию причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей в индивидуальном и парном занятии;
Способствование принятию и освоению своей социальной роли в процессе посещения школы;
Формирование и развитие мотивов учебной деятельности индивидуально и на занятии с классом (музыкальные занятия, технология, ИЗО);
Содействие удовлетворению потребности в общении на занятиях с классом, во внеурочных мероприятиях и занятиях в небольшой группе;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми в индивидуальных занятиях с психологом, учителем и логопедом;
Обучение овладению социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности);
Консультирование взрослых по вопросам особенностей взаимодействия с ребенком и их психологическое просвещение.

План-график работы по психологическому сопровождению ребенка с РАС
на 2016-17 учебный год

Этап
Мероприятие
Участники
Сроки

Предварительный
Знакомство с мамой
Мама, учитель, психолог, завуч НОО, логопед
28 августа


Знакомство с ребенком
Ребенок, психолог, мама
4 сентября


Беседа с учителем
Учитель, психолог, завуч НОО
8 сентября

Диагностический
Диагностические занятия
Ребенок, психолог, мама
11, 18, 25 сентября

Разработка ИП психологического сопровождения

Психолог, учитель
До
1 октября

Реализация
Индивидуальные занятия с ребенком
Психолог, ребенок
Каждую пятницу


Индивидуальные консультации с учителем
Психолог, учитель
Один раз в месяц. По мере необходимости


Индивидуальные беседы с мамой
Психолог, мама
Каждую пятницу

Анализ
и коррекция
Участие в заседаниях ППк
Члены ППк
Каждую четверть


Коррекция программы
Психолог, учитель, мама
По полугодиям


Основные направления индивидуальной работы психолога с ребенком с расстройствами аутистического спектра заключаются в следующем:
помощь в организации обучения – в рамках фронтального обучения;
индивидуальная работа по формированию границ взаимодействия;
индивидуальная работа с ребенком, направленная на социальное, эмоциональное и личностное развитие (формированию модели психического);
формирование функций программирования и контроля;
работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами.
С целью формирования функций программирования и контроля предполагается использовать «Методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности» (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В Ахутиной)
Программа представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, нацеленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия.

Программа внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, «веселые старты», олимпиады, соревнования, лагеря, походы, проекты и т. д.

Организационный раздел

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Содержание начального общего образования обучающихся с РАС реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.

Программа формирования УУД содержит:

описание ценностных ориентиров образования обучающихся с РАС на уровне начального общего образования;
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе обучающихся с РАС от дошкольного к начальному общему образованию.
Индивидуальный учебный план (недельный)
учащийся Баскаков Степан 1 класс
Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:
на обеспечение базового образования;
на реализацию системы развивающего обучения.
Образовательные области
Учебные
предметы
Часов по
общему учебному
плану
Часов индивидуальных занятий

Язык и речевая практика
Русский язык
3
2 (логопедические занятия)


Чтение
3



Речевая практика
2


Математика
Математика
3


Окружающий мир
Мир природы и человека
2
1

Искусство
Музыка
2
1


Изобразительная деятельность
1


Физическая культура
Физическая культура
3
2 (лечебная физкультура)

Технология
Ручной труд
2


Итого:

21
6

Заключение
Понимание особенностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания, необходимых для успешного включения и социальной адаптации ребенка в среде обычных сверстников, прежде всего создания адаптированной образовательной программы по ряду учебных предметов с составлением индивидуального учебного плана. Планируя занятия такого ребенка, необходимо помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому для него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха. Ребенок с РАС в обычной школе не может быть социально адаптирован, если в этом сложном процессе ему не оказывается специфическая психологическая помощь.
В целом, реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны - соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны – это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.











13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 415