Методические рекомендации Методика полевого опыта


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»
4302760441960
-2462530297179
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
по написанию исследовательской работы
… «МЕТОДИКА
ПОЛЕВОГО ОПЫТА»…
Сапожникова Юлия Григорьевна,
методист естественно - научного направления
г.Тогучин, февраль 2016 года
3389630-43815
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
… «МЕТОДИКА ПОЛЕВОГО ОПЫТА»…
Тогучин, 2016 г.
Сборник предназначен для руководителей
эколого-биологических объединений обучающихся,
учителей биологии, начинающих педагогов дополнительного образования, занимающиеся исследовательской работой сельскохозяйственного направления
Составитель: Ю.Г. Сапожникова,
методист естественно - научного направления «ЦРТ»
СОДЕРЖАНИЕ:
Рекомендации по написанию исследовательской работы …………………….4
Структура и логика исследовательской работы………………………........4
Процедура защиты…………………………………………………………...6
Методика полевого опыта………………………………………………………..6
Пример выполнения работы: «Видовой состав сорняков на посадках овощных культур на пришкольном участке школы»…………………………..9
Перечень примерных тем исследования………………………………………14
Опытнический дневник……………….. ……………………………………….15
Список использованной литературы ……………………………………...…..28
Приложение……………………………………………………………………...29
13928978807
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
1.1. СТРУКТУРА И ЛОГИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная деятельность.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Найти проблему – что надо изучить.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучить.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
Структура исследовательской работы стандарта, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную.
Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть актуальной, конкретной, реализуемой в имеющихся условиях. Формулировка темы может содержать спорный момент или уточнения экологического, краеведческого характера.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность. Обосновать актуальность можно с точки зрения научной, социальной или личностной значимости.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель - это сформулированный в общем виде предполагаемый результат, который будет получен в ходе исследования.
После определения цели формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать, то есть это шаги, которые необходимо осуществить для достижения цели. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.
В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями, должна быть реальной, непротиворечивой.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Прописываются методы исследования.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ
Следующий этап - доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 7-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится «жертвовать» и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.
Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы. Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества (3).
МЕТОДИКА ПОЛЕВОГО ОПЫТА
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПОЛЕВОГО ОПЫТА:
- установление влияния факторов жизни, сроков посадки, приемов возделывания на урожай растений и его качество. Полевые опыты могут проводиться по:
сортоиспытанию;
влиянию сроков посадки и уборки;
эффективности применения удобрений, регуляторов роста;
МЕТОДИКА ПОЛЕВОГО ОПЫТА:
- Проведение опыта на участке с выровненным рельефом, одинаковыми предшественниками.
- Выбор темы и составление программы опыта, которая включает цель опыта, схему опыта, наблюдения, уборку урожая и определение его качества.
Определили:
тему опыта;
культуру, сорт;
цель опыта;
задачи опыта
Схема опыта:
контроль
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

Полевой опыт проводится на делянках различной величины и формы. ВАРИАНТ – одна делянка опыта, на которой изучается какой-либо сорт, гибрид или агротехнический прием. Опытные варианты бывают контрольные и изучаемые. Совокупность контрольных и изучаемых вариантов, разработанных с целью выяснения изучаемого вопроса, есть схема опыта. Схема полевого опыта определяется темой исследования и строится по принципу единственного различия.
ПОВТОРНОСТЬ ОПЫТА - число одноименных делянок каждого варианта. Повторность обозначается буквой «n». Повторные делянки дают возможность полнее охватить каждым вариантом возможную пестроту плодородия почвы опытного участка.
контроль
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

I повторность
Вариант 3
Вариант 2
Вариант 1
контроль

II повторность
Вариант 1
Вариант 3
Вариант 2
контроль

III повторность
РАСПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛЯНОК
контроль
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

Рис.1. Систематическое расположение делянок
Вариант 3
Вариант 2
Вариант 1
контроль

Рис.2. Рендомизированное расположение делянок (случайное)
При систематическом расположении вариантов порядок следования делянок в каждом повторении подчиняется определенной системе (последовательное).
ПЛОЩАДЬ ДЕЛЯНКИ
Защитная полосаЗащитная полоса40-50 см
ФОРМЫ ДЕЛЯНКИ: Точность полевого опыта может быть повышена правильным выбором формы делянки. По форме опытные делянки бывают: квадратные, прямоугольные, вытянутые, линейные, круглые. На одной опытной делянке различают посевную, учетную и защитную площади. Посевная площадь – делянка в целом, учетная – та ее часть, на которой проводят визуальные наблюдения, отбирают на анализ пробы почвы и растений, определяют урожайность. Защитная площадь - это разность между посевной и учетной площадью.
РАЗБИВКА ОПЫТНОГО ПОЛЯ:
Перед разбивкой опытного поля необходимо заранее заготовить все необходимое:
эккер для выделения прямых углов;
20-метровую рулетку;
длинный шнур;
5-10 полутораметровых вешек;
4 угловых столбика для фиксации границ опыта;
рабочие колышки длиной 30 см для фиксирования делянок.
ДЕЛЯНКА - это часть площади опытного участка определенного размера и формы.
На каждую делянку ставится этикетка с надписью варианта, а для всего опыта - одна, отражающая его название.
138493586360
СОРТОИЗУЧЕНИЕ КАРТОФЕЛЯ

ВЫБОР СЕМЕННОГО (ПОСАДОЧНОГО) МАТЕРИАЛА:
одинаковые по размеру;
здоровые;
крупные.
всхожесть, энергия прорастания (1).
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
«ВИДОВОЙ СОСТАВ СОРНЯКОВ НА ПОСАДКАХ ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ ШКОЛЫ …Тогучинского района»
Обоснование темы (актуальность):
Сорняки – это особая группа дикорастущих растений, приспособившихся к произрастанию на сельскохозяйственных угодьях. Сорняки являются мощными конкурентами культурных растений за потребление влаги и питательных веществ. Примеры, цифры вредоносности сорняков.
Ущерб от сорняков во всем мире огромен. Они наносят постоянный урон всем отраслям сельского хозяйства. Поэтому борьба с сорняками является важнейшим мероприятием в земледелии.
Цель исследований – оценить степень засоренности посевов и посадок культурных растений на опытном поле школы...(либо на посадках одной культуры, если ее площадь большая).
Задачи: 1. Изучить видовой состав сорных растений в период вегетации культурных растений.
2. Определить количественный состав сорняков и степень их вредоносности.
В литературный обзор:
1. Классификация, морфологические и биологические особенности сорняков
Знание биологических особенностей сорных растений, их классификацию и принадлежность к той или иной биологической группе позволяет определять наиболее эффективные меры по их подавлению…
Методы учета сорняков
В зависимости от цели существуют различные методы определения фактической засоренности посевов. Если эти сведения нужны для принятия объективного решения о целесообразности профилактических и защитных мероприятий, учеты проводят глазомерных методом. Если же целью является детальное изучение численности и видового состава сорняков, динамики засоренности, влияния систем защиты растений и т.п., то пользуются количественным и количественно-весовым методами учета.
В производственных условиях фактическую засоренность посевов определяют по маршрутным обследованиям ежегодно в сроки, на которые приходится появление всех основных видов сорняков. В частности, в посевах зерновых культур основное обследование проводят в фазе колошения, в пропашных культурах - внутри их вегетации. Для составления конкретных планов применения гербицидов в послевсходовый период учет сорняков проводят весной после массового появления их всходов.
Наиболее простой метод учета - глазомерный, которым пользуются на больших массивах. Он позволяет определить распространенность сорняков на каждом поле и их ботанический состав.
Количественный метод определения засоренности посевов основывается на подсчете количества культурных растений и сорняков на учетных площадках. Степень засоренности посевов определяют по соответствующей шкале. Результаты учета сопоставляют с экономическими порогами вредоносности главнейших сорняков и принимают решение о применении защитных мер.
Наиболее детальным методом определения засоренности посевов является количественно-весовой. Им пользуются на стационарных полях, где проводится работа по усовершенствованию защиты сельскохозяйственных культур от комплекса вредных организмов, в т.ч. и от сорняков.
3. Методы борьбы с сорняками
Издавна человек боролся с сорняками. Испытанный метод борьбы - агротехнический, заключающийся в физическом истреблении сорных растений путем прополки, культивации, боронования почвы. Этот метод применяют в наибольших масштабах. Описать разные приемы.
Интенсификация сельскохозяйственного производства требует более совершенных и быстрых приемов искоренения сорняков. В настоящее время широко применяют химический метод, имеется большой набор гербицидов. Расширить….Однако, всем известны отрицательные последствия применения химических средств. Кроме того, в некоторых случаях агротехнические и химические средства мало эффективны или вообще не могут быть использованы (например, в борьбе с водными сорняками, на пастбищах, в парках и лесных насаждениях).
В подобных ситуациях эффективным может оказаться биологический метод. Суть его заключается в использовании естественных врагов сорных растений: животных - фитофагов и возбудителей болезней. Всякое растение имеет своих врагов, которые в различной степени повреждают его, замедляют темпы размножения и распространения и даже полностью губят. Задача заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные биологические средства и направленно применить их против конкретного растения или группы растений (2).
Можно привести примеры.
Условия, объекты и методы исследования
Условия
Опыты проводили (где), погодные условия вегетационного периода, характеристика почвы опытного участка.
Объекты исследований
Различные виды сорняков (можно перечислить основные виды).
Методики учета сорняков
Глазомерный метод учета
Глазомерный метод учета выполняется путем обхода по краю поля и по диагоналям. При этом определяется засоренность посева каждым сорняком и оценивается в баллах.
Наиболее часто пользуются 7-балльной шкалой покрытие почвы сорняками:
0 - сорняки отсутствуют;
1 - бурьяны встречаются одиночно, степень покрытия близка к 0,1-3 сорняка на 10 м2;
2 - степень покрытия до 5%, - 3-5 сорняков на 1 м2;
3 - 5-20%, - 5-15 сорняков на 1 м2, Культурные растения доминируют над сорняками;
4 - 20-50% - 20-30 сорняков на 1 м2, Культурные растения еще доминируют над сорняками;
5 - 50-70%, количество сорняков равна или больше количества культурных растений, культура под угрозой;
6 - 75-100%, сплошное засорение, сорняки значительно преобладают над культурными растениями.
Можно использовать 4-хбалльную шкалу:
Балл 1 – единичные сорные растения,
Балл 2 – больше, чем единично,
Балл 3 – значительно больше, но меньше числа культурных растений,
Балл 4 – больше, чем культурных, сорняки заглушают культуру.
Глазомерный метод предполагает постоянное наблюдение в течение вегетационного периода, поскольку на протяжении него происходят изменения в видовом составе сорняков: летом заканчивают вегетацию и исчезают некоторые яровые и зимующие, осенью появляются многолетние, заканчивают вегетацию поздние яровые.
Т.е. необходимо проводить глазомерный учет сорняков несколько раз за вегетационный период (перед очередной прополкой). Основные сроки – в фазу всходов культурных растений, поздно весной, в начале и в конце лета, во время цветения и перед уборкой урожая.
Количественный метод учета
На опытном поле – по диагонали и через равные промежутки берут пробы на 5-10 учетных площадках площадью 0,25 м2. При этом пользуются рамками размером 50×50 см. Рамки накладывают таким образом, чтобы один из строк культуры был ее диагональю. Внутри рамки подсчитывают количество культурных растений и сорняков. Записывают эти показатели в журнал. Затем определяют среднее количество сорняков на одну рамку (среднее арифметическое по 10 пробам) (далее пересчитывают на 1 м2), процент от количества культурных растений, которые берут за 100%. Степень засоренности посевов определяют по соответствующей шкале.
Количественно-весовой метод учета
Учет сорняков проводят на учетных площадках в соответствующие сроки (можно 2 раза – например в середине и в конце вегетации). При этом подсчитывают количество сорняков по видам и их общее количество, определяют их высоту, фазу развития и биомассу. Для определения биомассы на площадке вырывают все сорняки, отрезают корни и взвешивают, высушивают до воздушно-сухого состояния и снова взвешивают.
Определение типа засоренности
Важной характеристикой засоренности посевов является тип засоренности (соотношение сорняков разных биологических групп).
Наиболее распространенными типами засоренности являются:
а) годовалые злаковые - преобладают щетинник и петушиное просо, озимые и зимующие злаки;
б) годовалое семейство - преобладают редька дикая, горчица полевая, трёхреберник, василек синий;
в) многолетний корневищный - преобладают пырей ползучий, хвощ полевой.
г) смешанный тип - встречаются представители разных биологических типов и групп сорняков. Последний тип является наиболее характерным для всех почвенно-климатических зон России.
Во время учетов – фотографировать сорняки разных видов и в разные фазы развития, процесс проведения учета – как накладывается рамка, вместе с культурными и сорными растениями. Сделать гербарий из основных встречающихся видов.
Результаты
Для оформления результатов необходимо правильно записать первичные данные. Целесообразно использовать табличную форму.
Таблица 1
Результаты глазомерного учета сорняков на опытном поле…., 201… г.
Повторность
(№ учетной площадки) Балл засоренности по датам проведения учетов*
3.06. 1 2 3 4 Средний балл * - можно указать фазы развития культурных растений, но даты тоже записывать.
Таблица 2
Первичные данные для количественного учета сорняков
(на каждую дату отдельная таблица)
Виды сорняков Количество, шт./ учетную площадку (0,25 м2) Среднее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Марь белая Щирица запрокинутая Осот розовый И т.д. Таблица 3
Видовой и количественный состав сорняков на опытном поле…., 201… г.
Виды сорняков Количество, шт./ 1 м2 по датам учета*
3.06. дата Марь белая Щирица запрокинутая Осот розовый Марь белая Всего сорняков * - пересчитать количество сорняков с одной учетной площадки (0,25 м2) на 1 м2 (т.е. среднее значение ×4)
Аналогичные таблицы по первичным и усредненным данным можно сделать по количественно весовому методу учета (если будете использовать этот метод).
Рекомендуемая литература
Сорные растения и методы их подавления: учеб. Пособие / П.С. Широких, В.К. Баснак, В.В. Михеев и др. - Новосибирск, 2005. – 60 с.
Определители
Информация в интернете
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ТЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эффективность влияния регуляторов роста и рост, развитие, урожайность и качество при предпосадочной обработке клубней и вегетирующих растений картофеля; …
Сортоизучение культур;
Влияние способа посадки на урожайность…
Повышение урожайности культуры в условиях Тогучинского района Новосибирской области;
Влияние сроков посева на урожайность культуры в условиях Тогучинского района Новосибирской области;
Изучение приемов выращивания культуры в условиях гидропоники;
Оценка сортовых особенностей культуры в условиях Тогучинского района Новосибирской области;
Влияние биоорганического удобрения … на развитие и урожайность культуры;
Сравнительная оценка урожайности и качества сортов культуры в условиях Тогучинского района;

ДНЕВНИК
ОПЫТНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
_____________________________________
_____________________________________
полное название образовательного учреждения
______________________________ района
Новосибирской области
2023745169545
ПАМЯТКА ОПЫТНИКУ
1. Опыт – это поиск новых путей и методов использования биологического потенциала ресурсов растительного и животного мира.
2. В каждом опыте обязательно должен быть один или несколько контрольных вариантов, с которыми сравнивают и оценивают результаты изучаемых вариантов.
3. Составляя схему опыта, соблюдай принцип единственного различия единство всех условий, кроме одного – изучаемого.
4. Почвенные и погодно-климатические условия опытного участка должны соответствовать тем условиям, в которых предполагается использовать результаты опыта.
5. Помни: растительные и животные организмы и окружающая их среда составляют единое целое – агробиоценоз.
6. Хорошо изучи биологические особенности и зональные технологии возделывания изучаемых культур.
7. Регулярно проводи наблюдения за ростом и развитием растений изучаемых культур и постоянно делай записи в дневнике – это поможет сделать правильные выводы.
8. Постоянно записывай и учитывай почвенные и погодно-климатические условия зоны проведения опытнической работы.
9. Своевременно и качественно выполняй все работы по уходу за растениями – от этого зависит успех твоей работы.
10. Проводи опытническую работу на высоком агротехническом уровне.
11. Знай, что отрицательный результат в опыте – тоже результат.
УЧЁТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ НА ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ
1. Наблюдения и учет фаз роста и развития растений, проведение биометрических измерений наземной вегетативной массы и корней следует проводить в один день с наименьшей разницей времени между вариантами опыта. Следует сохранять постоянную последовательность проведения учетов, наблюдений и анализов по вариантам.
2. При определении динамики накопления урожая (нарастания массы корнеплодов, клубней, зеленой массы силосных культур и т.д.) проводят периодические взвешивания с определенным интервалом времени (5,10, 15 и т.д. дней). Урожай многосборных культур (томат, огурец, перец, земляника и др.) учитывают при каждом сборе.
3. Засоренность посева в опыте определяют до начала прополки и химической обработки посевов. Учет проводят на метровых площадках, расположенных в различных местах делянки. Подчитывают и записывают количество культурных растений и сорняков по видам.
4. Ведут наблюдения и учитывают время появления, виды, характер и интенсивность поражения растений болезнями и повреждениями вредителями. Определяют виды болезней и вредителей.
5. В годы проявления интенсивных явлений жары, засухи и суховеев, особенно в период налива и созревания урожая зерновых, определяют степень «захвата» зерна – неполного налива и потери массы по сравнению с массой 1000 штук высеянных семян.
6. Если отсутствует возможность внести собственные наблюдения, то допускается использовать данные метеорологических наблюдений имеющихся в районе метеостанций, государственных сортоиспытательных участков, базовых хозяйств и т.д.
Для подтверждения результатов опытной работы с делянок собираются образцы выращиваемых культур.
Каждый собранный экспонат независимо от его назначения должен быть занумерован, иметь этикетку, где необходимо указать
район, школу, культуру, сорт, дату сбора, фамилию и имя собравшего.
Опыт проводили:
№ Ф.И.О. класс
1 2 Тема опыта:_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Культура, сорт:___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель опыта:______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи опыта:_____________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Опыт проводился по заданию:_____________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Опытом руководит (учитель, специалист хозяйства, научный сотрудник, фермер, родитель и др.)_________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Научный руководитель (Ф.И.О., образование, ученая степень, место работы, должность) ___________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Сроки проведения опытнической работы (год, месяц) _____________________________________________________________________
Начало____________________________________
Конец _____________________________________
Обоснование выбора темы и направления исследований (хозяйственная ценность и необходимость увеличения производства товарной продукции, достигнутый уровень урожайности культуры, предполагаемые пути повышения биологического потенциала продуктивности и т.д.)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Место проведения опытнической работы (поле базового хозяйства, учебно-производственное поле УПБ, пришкольный участок, специально выделенный участок и др.) ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Площадь опытного участка (га) и его расположение (на склоне, равнине, в балке и т.д. и ориентация на местности по сторонам света) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфические особенности опытного участка (близкое расположение или пересечение опытного поля автотрассой, линией электропередач, лесополос, каналов, залегание грунтовых вод и т.д.)__________________________________________________________________
______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расстояние до опытного участка (км) (от школы, от других объектов) _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия проведения опыта
Почвы (тип почв, содержание гумуса и основных элементов питания (N, P и К), реакция почвенного раствора (рН), мощность гумусного горизонта (А+В) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предшественники опытного участка (за 2-3 года) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие орошения (источники, запас воды) и вид орошения (полив по бороздам, дождевание, вручную и др.)___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Погодные условия за годы исследований (продолжительность теплых и холодных периодов, выпадение атмосферных осадков, относительная влажность воздуха, явления жары и засухи, сроки последних весенних и первых осенних заморозков на почве и др.)
ЗИМА (декабрь, январь, февраль)__________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕСНА (март, апрель, май)______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛЕТО (июнь, июль, август)_______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСЕНЬ (сентябрь, октябрь, ноябрь)_______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика проведения опыта _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СХЕМА ОПЫТА
на схеме указать номера делянок опыта во всех повторностях с ориентацией по сторонам света.
Количество повторностей в опыте (от 3-5):________________
Размер делянок в опыте:
длина (м)_____________________________
ширина (м) __________________________
площадь (м2)__________________________
Количество рядков на делянке (шт.): _______________________
ширина междурядий (м)_______________
Количество растений:
в одном рядке (шт.)___________________
на делянке (шт.)_____________________
Расстояние между растениями
в ряду (см)___________________________
Площадь опытного участка:
общая (м2)__________________________
В том числе:
учетная (м2)_________________________
защитная (м2) _______________________
дорожек (м2) ________________________
Технологические мероприятия на опытном участке
№ виды проводимых на участке работ объем выполнения работ
(га, м3, кг) срок проведения работ (дата) качественные показатели работ (глубина обработки почвы, норма высева и др.) используемая техника, материалы, инструменты (их марка, количество) норма выработки за рабочий день требуется рабочих дней
Все виды работ на опытном участке следует проводить в кратчайшее время, по возможности в один день. Запись в дневнике следует производить в день проведения агротехнических мероприятий.
Фенологические наблюдения

№ Даты фаз развития растений
варианта повторностейвсходы 1 настоящий лист цветение формирование завязи начало созревания плодов первый сбор урожая последний сбор урожая и т.п.
1 1 2 3 сумма, среднее
значение 2 1 2 3 сумма, среднее
значение 3 1 2 3 Учитываемые фенологические фазы развития растений по изучаемой культуре устанавливаются (основные фазы развития сельскохозяйственных культур).
Фенологические наблюдения в опыте проводят:
- по всем повторностям при малом их числе (3-5 повторностей);
по несмежным повторностям: 1,3,5 или 2,4,6 (при 6 и более повторностей в опыте).
Биометрические измерения
Линейные показатели – длина главного и боковых побегов, длина и ширина листьев, колоса; длина и диаметр плодов.
Количественные – количество плодов, листьев, междоузлий, цветков и т.д.
Весовые – масса растений, листьев, корней, плодов и т.д.
№ длина (см) количество (шт.) листья (см) варианта повторностейрастения главного стебля боковых побегов суммарно междоузлий листьев боковых побегов завязей длина ширина и т.п.
1 сумма среднее
значение 2 сумма
среднее
значение Биометрические измерения в опыте проводят не менее чем по 20 растениям каждого варианта несмежных повторностей: 1,3,5 или 2,4,6.
Измерения проводят в фазы, предшествующие началу налива зерна, плодоношению.
Учет общего урожая в опыте
№ Урожай делянок (кг) по датам уборки
варианта повторностей1 1 2 3 4 сумма, среднее значение 2 1 2 3 4 сумма, среднее значение 3 1 2 3 4
Урожай на учетных делянках убирают после удаления урожая с защитных делянок опыта.
Урожай убирают способом и в сроки, которые установлены в районе, базовом хозяйстве, с соблюдением основных требований – одновременность и один способ уборки для всех вариантов опыта.
Различные методы уборки урожая в одном опыте допускаются лишь при изучении самих способов уборки.
Качественная структура урожая в опыте
По каждой культуре в соответствии с существующими ГОСТами и требованиями заготовительных организаций и потребителей определяют качественную структуру полученного урожая, разделяя его на товарный и нетоварный, стандартный и нестандартный, мертвый отход и т.д.
№ общий урожай по варианту (кг) в том числе в % к общему
варианта повторностейтоварный стандартный нестандартный нетоварный (отход) товарный стандартный нестандартный нетоварный (отход)
1 1 2 3 сумма, среднее
значение 2 1 2 3 сумма, среднее
значение Урожай в пересчете на 1 га№ общий урожай в опыте в пересчете с 1 га, ц/га в % по сравнению в контролем в том числе
варианта повторностейобщий с делянки, кгг/ м3 Товарный Стандартный Нестандартный Нетоварный
1 1 2 3 4 сумма, среднее
значение 2 1 2 3 4 сумма, среднее
значение 3 1 2 3 4 сумма, среднее
значение Анализ результатов опытнической работы
Определяют и оценивают полученную продуктивность, качественные показатели продукции, экономичность производства и т.д., анализируют по каждому варианту в сравнении с контролем; устанавливают слагаемые урожайности – кустистость растений, увеличение количества и массы плодов или зерна урожая, дружность отдачи урожая в первые дни плодоношения и другие признаки и свойства; определяют и выделяют перспективные варианты; вносят предложения по внедрению в производство, базового хозяйства и т.д.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы и предложения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Доспехов Б.А./ Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследования) – 5-е издание, доп. и перераб. – М.: Агропромиздат, 1985.- 351 с.
Широких П.С., Баснак В.К., Михеев В.В. и др./ Сорные растения и методы их подавления: учеб. Пособие / - Новосибирск, 2005. – 60 с.
Е.В. Черняк/ Рабочая тетрадь Областной профильной смены «Юный краевед - 2014». Рекомендации по написанию исследовательской работы. Новосибирск, 2014.
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Образовательное учреждение
(полностью)
НОМИНАЦИЯ: «»
ТЕМА: «»
Выполнил (а): Ф.И.О. участника, класс
Руководитель: Ф.И.О.,
должность, квалификационная категория
г.Тогучин, 201_