Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеурочной деятельности


ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»/РАЗДЕЛ «НАЧАЛА ЭТИКИ. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ»/УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПЕДАГОГ - ЛОГОПЕД А.В.ГОРЛАЧЕВА2015 Г. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ – ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ И СЛОЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА РЕШАТЬСЯ СЕГОДНЯ ВСЕМИ, КТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в школе. Отношение к обществу (патриотизм)Отношение к родной природеГордость за свою странуСлужение своими силамиЗабота о своей школеОтношение к умственному труду (любознательность)Познавательная активностьСтремление реализовать свои интеллектуальные способностиСаморазвитиеОрганизованность в учении Отношение к физическому труду (трудолюбие)Инициативность и творчество в трудеСамостоятельностьБережное отношение к результатам трудаОсознание значимости трудаОтношение к людям (доброта и отзывчивость)Уважительное отношение к старшимДружелюбное отношение к сверстникамМилосердиеЧестность в отношениях с товарищами и взрослыми Отношение к себе (самодисциплина)Развитая добрая воляСамоуважение, соблюдение правил культуры поведенияОрганизованность и пунктуальностьТребовательность к себе Высокий уровень нравственной воспитанности – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.Средний уровень нравственной воспитанности – свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется. Низкий уровень нравственной воспитанности – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом самоорганизация и саморегуляция ситуативны. Диаграмма 1. Уровень проявления нравственной воспитанности каждого ученика Диаграмма 2. Уровень проявления нравственной воспитанности класса по каждому разделу диагностики В моей педагогической деятельности нравственное развитие личности учащихся как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования и воспитания младших школьников в следующих разделах внеурочной деятельности: В программе «Юные исследователи» Темы: « Я и все вокруг меня». «Как организовать свой труд». «Забота о старших. Забота о младших» и т.д. В программе «Буквовед». Темы: «Фабрика речи». «Всё познается в сравнении». «Смотрю, говорю, слушаю». «Меняемся ролями». «Правила поведения в библиотеке, правила работы со старыми книгами, объемными словарями. Проектная деятельность «Хранители слов - словари». «Проектная деятельность создание рукописной книги «Доброе слово, как доброе дело» (добрые, вежливые слова – рисунки, пословицы, поговорки, рассказы), и т.д.В программе «В мире чисел». Темы: «Математическая карусель». «Шаг в будущее (конструирование)». «Новогодний серпантин». «Выбери маршрут» и т.д. В программе «Умелые ручки». Темы: «Проектная деятельность «Город волшебных слов». «Золотые руки» и т.д.На классных часах. Темы: «Правила поведения в школе». «Что такое культура внешнего вида?» и т.д. На школьных праздниках и мероприятиях. «Спасибо и пожалуйста». «День добрых дел» и т.д. Правильность избранного направления внеклассной работы подтверждают и желание детей заниматься ею, и повышение уровня сознательности в поведении учеников, обогащение их моральных оценок этическими категориями, улучшение микроклимата в классе, взаимопонимание между детьми и учителем, родителями, повышение уровня самоуправляемости классного коллектива.