Самомассаж в логопедической практике (для вас, родители)


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА 
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.
Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Самомассаж мышц головы и шеи
1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица
1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба квискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
3. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
4.  «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
5. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.
6. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта .
7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
9.   «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
10. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
11.  «Расческа». Поглаживание губ зубами.
12.  «Молоточек». Постукивание губ зубами.
13.  Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
14.  Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
15.  «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
16.  «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
17.  «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
18.  «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
19.  «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
20. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
21.  «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
22. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж мышц языка
Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.
1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта. 3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
5.   «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.
Самомассаж ушных раковин
1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с. Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:
Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять – Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнём
И опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять – Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять – Продолжаем мы играть.
Ушкам отдыхать пора, Вот и кончилась игра.
К.Д. Ушинский писал: "Надо учить ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает”. Так давайте же научим наших детей такому полезному делу как массаж.
МКОУ половинская СОШ
Краснозерский район
Новосибирская область
39941527940
Самомассажв логопедической практике

Материал подготовила
учитель-логопед
МКОУ Половинская СОШ
Калашникова Лариса Викторовна
Половинное
2014год
Если солнце жарко греет, Если легкий ветер веет, Стало сухо и тепло — Это лето к нам пришло. 
  Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам. 
 
Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно. Птицам улетать пора — Это осень к нам пришла. 
  Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку. 
 
Если вьюга кружит, злится, Всюду белый снег кружится, В снежных шапках все дома, -Это к нам пришла зима. Круговые движения в области лба, щек, подбородка. 
 
Если тает снег и лед, Звонкий ручеек течет, Распускается листва — Это к нам пришла весна. Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи. 
class="text-center"
Игровой массаж в картинках. Итоговое Советы
по проведению логопедических занятий
Воздействия не должны вызывать у ребенка негативных эмоций, интенсивность массажных приемов (сила надавливания, количество повторов и т. д.) должна наращиваться постепенно в зависимости от состояния ребенка и его отношения к данным занятиям.
К приемам, вызывающим легкие болевые ощущения, переходите только тогда, когда достигнете полного доверительного отношения к вам.
Если ребенок перенес какое-либо заболевание, что повлекло за собой перерыв в ваших занятиях, временно снизьте интенсивность массажных приемов.
Для коррекции звукопроизношения необходимо сочетать сеансы массажа с комплексами артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнения для которых подбираются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с характером нарушения звукопроизношения.
Схему массажа и комплекс упражнений артикуляционной гимнастики необходимо корректировать в соответствии с изменениями, происходящими в органах артикуляции.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
  Условие проведения логопедического массажа
     При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия.      Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учереждении.  Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.  При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка.
 Правила проведения массажа
     *Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого существует схема обследования органов артикуляции;     *Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт логопедов, разработавших специальные массажные комплексы;     *Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;     *Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.
 Противопоказания к назначению логопедического массажа
      Противопоказаниями к проведению массажа являются:лихорадочное состояние;острые воспалительные процессы;носовые кровотечения и склонность к ним;конъюнктивиты (воспаления соединительной оболочки глаз);различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);диатезы и другие аллергические реакции;стоматиты или другие инфекции полости рта;герпес на губах;отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов);увеличение лимфатических узлов;резко выраженная пульсация сонных артерий;тошнота, рвота;чрезмерная физическая и психическая усталость.        В ряде случаев противопоказания к назначению логомассажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.
  Оборудование помещения для проведения логопедического массажа
     В помещении, где будут проводиться сеансы массажа, желательно иметь следующее оборудование:удобное кресло или стул для ребенка с высокой спинкой, необходимой для опоры головы;стул для массажиста;стол;настенное или достаточно большое настольное зеркало для осуществления контроля хода массажа лица специалистом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения ребенком артикуляционных упражнений;аудиомагнитофон и кассеты с приятной музыкой (лучше классической);грелка для прогревания мышц перед массажем;стерильные марлевые салфетки;резиновые напальчники;индивидуальная для каждого массируемого зубная щетка;одноразовые шпатели;логопедические зонды различных конфигураций;электрический вибромассажер;медицинский спирт для дезинфекции зондов, насадок вибромассажера и т.п.;несколько полотенец или влажные одноразовые салфетки.   Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими; лицо массируемого необходимо вымыть перед массажем.
логопедическое