Рабочая программа Экономика отрасли и предприятия


Министерство образования и науки РТ
ГАПОУ
«Нижнекамский технологический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли и предприятия
по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования (по отраслям)
На базе среднего общего образования
г. Нижнекамск
2015 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ «НТК»
___________________М.М.Садретдинов«____»_______________________2015 г.
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины ОП.07 Экономика отрасли и предприятия разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)


Составитель:
Горбатова Л.В. – преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ «Нижнекамский технологический колледж»
Согласовано с ПЦК
Председатель _______Т.В. ГималееваПротокол №____
от «____»__________________2015 г.
Содержание
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………...…стр.4
Структура и содержание учебной дисциплины…………………………..стр.6
Условия реализации учебной дисциплины……………………………….стр.11
Контроль и оценка результатов освоение учебной дисциплины………. стр13
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика отрасли и предприятия
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке при освоении рабочей профессии 19861 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:
учебная дисциплина относится к вариативной части
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать амортизацию основных средств;
- рассчитывать заработную плату;
- определять производительность труда;
- рассчитывать прибыль и рентабельность предприятия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- признаки классификации предприятия;
- классификация издержек обращения;
- классификация и износ основных фондов;
- формы и системы оплаты труда;
- виды цен;
- факторы влияющие на валовой доход предприятия;
- прибыль и ее виды;
- производительность труда и факторы влияющие на нее.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
- обязательной аудиторской учебной нагрузки обучающегося 32часа;
- самостоятельной работы обучающегося 16часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Кол-во часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторская нагрузка (всего) 32
в том числе: практические занятия 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе: внеаудиторская самостоятельная работа 16
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета
2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика отрасли и предприятия
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение 2 Тема 1.1. Введение. Понятие, цели и задачи предприятий и их классификация. 2 1
Раздел 2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий) 2 Тема 2.1. Формы и виды предприятий. Организационно-правовые формы организаций (предприятий): хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерное общество: сущность и особенности функционирования. 2 2
Раздел 3. Капитал 2 Тема 3.1 Капитал предприятия. Капитал предприятия: понятие, классификация. Особенности формирования уставного капитала. Учредительный договор. 2 2
Раздел 4. Теория производства. Организация труда 23 Тема 4.1. Основные фонды Сущность, назначение и состав основных средств. Классификация и структура промышленно-производственных средств. Оценка основных средств. Показатели эффективного использования основных средств, фондоотдача и фондоемкость продукции. Пути повышения использования основных средств в условиях рыночной экономики.
Сущность амортизации; понятие морального и физического износа; роль амортизации в экономике предприятий. Износ и амортизация основных средств, их воспроизводства. 2 2
Практическое задание №1 «Расчет стоимости основных средств». 2 3
Тема 4.2. Оборотные средства Оборотные средства, понятие, состав, структура, классификации, показатели оборачиваемости. Пути повышения эффективности использования оборотных средств. 2 2
Практическое задание №2 « Расчет показателей использования оборотных средств». 2 3
4.3. Формы и виды заработной платы Принципы и механизмы организации заработной платы на предприятии. Понятие «мотивация» труда и ее роль в новых условиях хозяйствования. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. Рекомендации и пути использования ЕТС (единой тарифной системы заработной платы) в бюджетных и коммерческих структурах. Принцип и практика внутрипроизводственных тарифных систем, «бестарифный вариант», организации заработной платы и др. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разности, преимущества и недостатки, области применения. Основные элементы и принципы механизма организации премирования. 4 2
Практическое занятие №3 «Расчет заработной платы различных категорий работников». 2 3
4.4. Себестоимость продукции. Издержки производства и реализации продукции (себестоимость). Себестоимость работ и услуг. Классификация затрат себестоимости. Виды себестоимости продукции: цеховая, производительная, полная. Факторы и пути снижения себестоимости. 2 2
Практическое занятие №4 «Расчет себестоимости продукции. Анализ безубыточности». 2 3
4.6. Прибыль и рентабельность. Сущность, понятие прибыли, ее источник и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. Понятие рентабельности. Показатели рентабельности, расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности. 4 2
Практическое занятие №5 «Расчет прибыли и рентабельности предприятия». 2 3
4.7. Цена. Ценообразование. Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования. Методы определения цен. Ценовая конкуренция. 1 2
Дифференцированный зачет 1 Всего: 32 Самостоятельная работа 16 Самостоятельная работа №1 «Организация (предприятие) – основное звено экономики». 2 3
Самостоятельная работа №2 «Основной капитал и производственная мощность предприятия». 2 3
Самостоятельная работа №3 «Оборотные средства». 2 3
Самостоятельная работа №4 «Основные фонды» Самостоятельная работа №5 «Кадры организации и производительность труда. Формы и системы оплаты труда». 2 3
Самостоятельная работа №6 «Издержки производства и обращения». 2 3
Самостоятельная работа №7 «Ценообразование». 2 3
Самостоятельная работа №8 «Прибыль и рентабельность – основные финансовые результаты деятельности предприятия». 2 3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств;
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий « Экономика »;
- обучающие про граммы. Технические средства обучения:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- документ - камера,
- мультимедийный проектор.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Басова Т.В., Иванов В.И., Кожевников и др./; Основы экономики и управления : под ред. Н.Н. Кожевникова. - 5-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия».2011.-272с.
Гуреева М.А., Экономика нефтяной и газовой промышленности: учебник для студ. Учреждений сред. проф. Образования/ М.А. Гуреева.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия» , 2012.-240с.
Косьмин А.Д. Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. образования / А.Д.Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина – М.: Издательский цент «Академия», 2011. – 208с.
Мурахтанова Н.М. Маркетинг: учеб. Для студ. Учреждений сред. Проф. образования/Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – 7-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2011. – 304с.
Чечевицына Л.Н. Практикум по экономике предприятия – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Дополнительные источники
1.Королева Г.Э. Экономика:10-11 классы: практикум для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Г.Э. Королева. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 64 с.
2.Королева Г.Э. Экономика:10-11 классы: практикум для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ Г.Э. Королева. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 64 с.
3.Киреев А.П. Универсальная рабочая тетрадь по экономике: пособие для 10 – 11 кл. – ВИТА – ПРЕСС, 2010г.
Интернет – ресурсы:
http://bargu.by/3043-osnovnye-fondy-predpriyatiy-apk-i-effektivnost-ih-ispolzovaniya.html
http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/likvidnost-predpriyatiya.html
http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/rentabelnost-predpriyatiya.html http://www.bibliotekar.ru/cena-cenoobrazovanie-3/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процесс е проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Экспертная оценка на практических
занятиях;
Контрольная работа, домашние
работы, тестовый контроль.

Экспертизу всех показателей
изложенных выше.
Контрольная работа, домашние
работы, тестовый контроль.
Экспертная оценка на практических
занятиях;
Экспертная оценка на практических
занятиях;
Экспертная оценка на практических
занятиях;
Экспертизу всех показателей
изложенных выше.
Экспертизу всех показателей
изложенных выше.
Тестирование Уметь:
- рассчитывать амортизацию основных средств;
- рассчитывать заработную плату;
- определять производительность труда;
- рассчитывать прибыль и рентабельность предприятия;
Знать:
- признаки предприятия;
- классификацию издержек обращения;
- классификацию и износ основных фондов;
- формы и системы оплаты труда;
- виды цен;
- факторы влияющие на валовой доход предприятия
- прибыль и её виды;
-производительность труда и факторы на нее влияющие.
Дифференцированный зачет