Адаптированные рабочие программы по музыке для 3 Л класса



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
sch-281@yandex.ruОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ, ПЕНИЮ
ДЛЯ 3-Л КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель пения
Никитанова А.В.
Москва
2014
МУЗЫКА, ПЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
          Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных (коррекционных) образовательных программ для школ VIII вида” под редакцией  И.М. Бгажноковой, 2007г.
В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей.
В пении должны участвовать все учащиеся. Располагать детей нужно таким образом, чтобы маленькие дети стояли впереди, а высокие – позади. Воспитанники должны находиться под постоянным присмотром педагога, который следит за их эмоциональным состоянием. Если ученик устал, в первую очередь следует позаботиться о снятии усталости, используя ритмические упражнения, музыкальную зарядку.
Следует научить детей держать корпус и голову прямо во время пения, руки опущенными (если ученики поют стоя) или положив их на колени (при пении сидя).
Для успешного решения задач музыкального воспитания необходимо, чтобы учитель вел свою работу в контакте с логопедом. В начале учебного года совместно с логопедом педагог знакомится с состоянием речи глубоко умственно отсталых детей. Это помогает музыкальному работнику в процессе фронтальной работы учитывать индивидуальные способности детей.
Программа по пению и ритмике включает следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкально-ритмические упражнения».
Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующий песенный репертуар, который должен быть доступным для пения и восприятия глубоко отсталыми детьми. Мелодии песен должны быть простыми, а содержание текста ясным, конкретным с незначительным объемом слов. Репертуар песен должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития глубоко отсталых детей. Учащиеся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных ее частей.
Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения «распевания» на попевках и легких песнях (на начальных годах обучения — «Солнышко», «Ку-ку», «Скок, скок, поскок», «Зайчик», «Не летай, соловей», «Ладушки», «Журавль», «Петушок»; в старшем возрасте — отдельные музыкальные фразы знакомых песен). Программой предусмотрено пение как в сопрождении музыкального инструмента, так и без него.
Программа каждого класса предусматривает постоянную работу как над четким произношением (в упражнениях на гласные звуки, на сочетание согласных звуков с гласными: да, до, ду, ма, мо, му, ля, лё, лю и др.), так и над смысловым содержанием песен. Это не только помогает по возможности выразительно исполнять песню, но и понять ее содержание.
В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Учащиеся, слушают и эмоционально реагируют на музыку различного характера, с помощью учителя объясняют услышанное.
В программу также включены музыкально-ритмические упражнения (музыкальные игры, танцы, хороводы). С их помощью осуществляется коррекция двигательных недостатков учащихся: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, что создает у детей радостное, бодрое настроение. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развивается эмоционально-волевая сфера учащихся: они ставятся в такие условия, когда должны проявить активность, инициативу, находчивость и т. п.
П Р О Г Р А М М А
III класс
Пение
Учить петь на одном дыхании короткие музыкальные фразы, не прерывая в середине слов, а также удерживать дыхание на более длинных фразах. Учить четко произносить слова и обращать внимание детей на коррекцию отдельных звуков. Приучать петь в хоре, учить сливать голоса, не выделяя их. Развивать чувство ритма, применяя специальные упражнения.
Слушание музыки
Воспитывать интерес и любовь к музыке. Развивать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма. Учить, определять произведения по их характеру: маршевые и плясовые, веселые и грустные. Учить различать звуки по высоте (высокий - низкий).
Музыкально-ритмические движения
Учить детей бегать не шаркая, подпрыгивать на двух ногах, пружинить ногами, слегка, приседая; притопывать попеременно ногами, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши; поворачивать кисти рук, кружиться по одному в парах; плясать, используя названные танцевальные движения.
Музыкальный материал для пения
«Случай на лугу» — муз. Г. Крылова, сл. М. Пляцковского.
«Кот Васька» — муз. Т. Лобачева, сл. Н. Френкель.
«Осень» — муз. П. Кишко, сл. П. Плакиды.
«Забыл» — муз. И. Соколовой, сл. Т. Виеру.
«На горе-то калина» — русская народная песня.
«Во поле береза стояла» — русская народная песня.
«Праздничная пляска» — муз. М. Красева, сл. О. Высоцкой.
«Елочка» — муз. И. Бахутовой. сл. 3. Александровой.
«Что за дерево такое?» — муз. М. Старокадомского, сл. Л. Некрасовой.
«Тень-тень» — муз. В. Каллиникова, сл. народные.
«Белые гуси» — муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
«Уж ты, зимушка-зима» — муз. А. Александрова, сл. народные.
«Самолет» — муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.
«Голубые санки» - муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой.
«Песня о бабушке» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
«Мы запели песенку» - муз. Р. Рустамова, сл. Л. Мироновой.
«Зима пришла» - муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой.
«Это Ленин наш родной» муз. Х. Заимова, сл. Л. Некрасовой.
«Веселый лес» — муз. В. Герчик, сл. Р. Ноздриной.
«Веселая улица» — муз. С. Соснина, сл. К. Ибряева.
«1, 2, 3. 4, 5» — чешская народная песня.
«На птицеферме» — муз. В. Волкова, сл. Е. Карасева.
Музыкальные произведения для слушания
«Походный марш» — муз. Д. Кабалевского.
«Про нашу Советскую Родину» - муз. А. Пахмутовой, сл. М. Ивенсен.
«Колыбельная» — муз. И. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»).«Чудо» — муз. Е. Тиличеевой.
«Марш» — муз. Д. Шостаковича.
«Дедушкин рассказ» — муз. И. Любарского.
«Гусята» — немецкая народная мелодия.
«Клоуны» — муз. Д. Кабалевского.
«Песенка о маме» — муз. С. Разоренова.
«Песня о Ленине» — муз. М. Красева, сл. Т. Спендиаровой.
«Мир нужен всем» — муз. В. Мурадели, сл. С. Богомазова.
«Шарманка» —муз. Д. Шостаковича.
«Вырастает город» — муз. Е. Тиличеевой.
«Смелый наездник» — муз. Р. Шумана.
Календарно-тематическое планирование 3Л класс
I четверть
№п/п Тема Дата
1 "На пороге золотая осень." Пение песни "Падают листья." Слушание: высокие и низкие звуки / на музыкальных примерах.: "Бубенчики.", "Тихие и громкие звоночки." 05.09.2014
2 Пение песни "Падают листья." Показ и пение песни "Капуста." Слушание песни "Огородная - хороводная." 12.09.2014
3 "На пороге осень золотая". Пение песни "Падают листья". Слушание "Марш, полька", "Что нам осень принесёт?" 19.09.2014
4 "Народные песни в гостях". Пение песенки "Два весёлых гуся." Слушание: "Коровушка."р.н.п. 26.09.2014
5 Пение песен "Два весёлых гуся." "Вышла курочка гулять." Слушание :"Мой конёк. "Зайчик". 03.10.2014
6 Пение песенок "Вышла курочка гулять", "Зайчик". Слушание: Характер муз. произведений /на примерах/."Скок, скок, поскок" и "Не летай соловей". 10.10.2014
7 Работа над песнями "Зайчик" и "Вышла курочка". Пение песни "Весёлая дудочка". Слушание: Характер музыки /на примерах/. 17.10.2014
8 "Песни из мультфильмов". Пение: "Песенка Крокодила Гены". Слушание песни "Улыбка". 24.10.2014
9 Пение: "Песенка Крокодила Гены" и песни "Чебурашка". Слушание: " Волшебный цветок". 31.10.2014
II четверть
№п/п Тема Дата
1 "Формирование вокально-хоровых навыков". Народная песня в гостях. Пение песни "Мой конёк" Слушание: "Кто пришёл к нам в гости". 14.11.2014
2 Работа над артикуляцией в песне "Мой конёк" . Пение новой песенки "Зайка". Слушание песенки "Гусята". 21.11.2014
3 Работа над песнями "Зайка" и "Мой конёк". Пение песенки "Петушок". Слушание: Сила звучания: тихо, громко. 28.11.2014
4 "Скоро будет Новый год". Пение песни "Ёлочка". Слушание: Характер музыки( быстрая-медленная, грустная, весёлая). 05.12.2014
5 Пение песенки "Ёлочка"-работа над артикуляцией и дикцией Пение песни" Песенка про ёлочку". Слушание: "Ёлочка, ёлка". 12.12.2014
6 Работа над артикуляцией гласных звуков и произношением согласных в песнях прошлого урока. Слушание: Различие темпа (на примерах). Пение песни "Ёлочка" и "Песенка про ёлочку". 19.12.2014
7 Повторение пройденного материала: пение песенок "Ёлка" и "Песенка про ёлочку". Различие темпа и характера музыки. 26.12.2014
III четверть
№п/п Тема Дата
1 "Восприятие музыки". Различие мелодии по характеру звучания на примерах муз. произведений "Каблучки", "Весёлые матрёшки" - спокойная-весёлая. Пение песенки "Зима" муз. М. Красева Слушание: "Зимняя песенка". 14.01.2015
2 Повторение темы пршлого урока. Работа над песней "Зима". Начало разучивания "Снежинки". Слушание: Различие - песня, марш, танец. 21.01.2015
3 Работа над песнями "Снежинки" п.н.п. и " Зима". Слушание: Определение жанра муз. произведения-вальс, полька .28.01.2015
4 Тема: "Защитникам Отечества посвящается". Пение песни "Ракеты". муз. Ю. Чичкова Повторение песни "Наша армия сильна". Слушание: Военные марши в исполнении духового оркестра. 04.02.2015
5 Работа над песней "Ракеты". Пение песни "Стой, кто идёт?" муз. В. Соловьёва- Седого. Слушание: "Марш деревянных солдатиков". муз. П. Чайковского. 11.02.2015
6 Повторение и закрепление прошлого урока. Работа над интонацией, дикцией и словами. Слушание: Марши в исполнении духового оркестра 18.02.2015
7 Тема: "На пороге весна и 8 марта". Пение песни "Мы запели песенку" муз. Р. Рустамова. Слушание: "Сегодня мамин праздник" муз. А. Филиппенко. 25.02.2015
8 Работа над песней прошлого урока "Мы запели песенку". Пение песенки "Самая хорошая" муз. В. Иванникова. Слушание: "Улыбка" муз. В. Шаинского. 04.03.2015
9 Тема: "Народная песня в гостях у ребят". Пение песни "Пастушья песня" франц. н.п. Повторение песни "А я по лугу".р.н.п. Слушание: "Знакомство с инструментами народного оркестра". 11.03.2015
10 Работа над песенкой "Пастушья песня". Повторение песни "А я по лугу". Слушание : Инструменты народного оркестра. 18.03.2015
IV четверть
№п/п Тема Дата
1 Тема: "Идёт весна". Работа над постановкой артикуляционных гласных звуков. Разучивание песни "Зима прошла". Муз. М. Красева. Слушание: "Перед весной" р.н.п. Шумовой оркестр: "Савка и Гришка". 01.04.2015
2 Пение песни "Зима прошла". Работа над артикуляцией и дикцией. Знакомство с песней "Песенка о весне". Муз. Г. Фрида. Слушание: "Почему медведь зимой спит". Муз. Л. Книппера. 08.04.2015
3 Работа над песнями "Зима прошла" и "Песенкой о весне". Слушание: "Здравствуй, весна". Муз. Александрова. 15.04.2015
4 Тема: "Формирование вокально-хоровых навыков". "Народная песня в гостях у ребят" Пение р.н. песни "Скок, скок, поскок". Слушание: "Пастушка" франц.н.п. 22.04.2015
5 Пение песенки "Скок, скок, поскок" Знакомство с песней "Маленькая рыбка" чешская н.п. в обр. Ф. Эрно. Слушание: "1,2,3,4.5" чешская н.п., обр. Р.Бойко. 29.04.2015
6 Работа над песнями "Маленькая рыбка" и "Скок, скок, поскок". Слушание: "Пастушья песня" франц.н.п. 06.05.2015
7 Работа над песнями "Скок, скок, поскок" и "Маленькая рыбка". Повторение песни "Савка и Гришка". Знакомство с песней "Песенка друзей" муз. Слушание: "Когда мои друзья со мной" муз. В Шаинского. 13.05.2015
Пение: " Песенка друзей" Повторение песни "Маленькая рыбка". Слушание: "Песня друзей из м\ф "Бременские музыканты" муз. Г. Гладкова. 20.05.2015
Работа над "Песенкой друзей" Повторение: "Песенка Крокодила Гены" Слушание: "Мы дружные ребята" муз. Разорёнова. 27.05.2015