МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ РИТМИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Зугрэсская специальная общеобразовательная школа – интернат № 31
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ РИТМИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ


Автор статьи:
Кандидат педагогических наук,
учитель-методист,
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории,
учитель ритмики
Белоус Татьяна Александровна


2016 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ РИТМИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Наиболее распространённым уроком ритмики является комбинированный урок.
В зависимости от содержания урока и учебных задач меняется направленность деятельности учащихся в основной части урока.
На каждом уроке осуществляется работа по следующим разделам:
«Упражнения на ориентировку в пространстве»;
«Ритмико-гимнастические упражнения»;
«Упражнения с детскими музыкальными инструментами»;
«Игры под музыку»;
«Танцевальные упражнения».
В зависимости от задач конкретного урока учитель отводит различное количество времени на каждый раздел.
«Упражнения на ориентировку в пространстве»
В пространственной организации движений используются такие средства, как ходьба в разных направлениях и бег: движения с изменением фронта направления, движения по восьмеркам в любом установленном или выбранном ребенком направлении; движения противоходом, ходьба с подскоками и поворотами; движения с проговариванием стихотворений, соответствующих длине построения; перестроения с образованием кругов, квадратов, каруселей, звездочек. Все перечисленные вариации движений на ориентировку в пространстве непосредственно направлены на коррекцию динамической координации движений, что подтверждено результатами экспериментального обучения.
Упражнения на ориентировку в пространстве являются неотъемлемой частью каждого урока ритмики, цель которых развить, обогатить представления детей с ОВЗ о пространстве и умения двигаться в нём. Эта общая (на перспективу) цель решается на каждом уроке выполнением частных, конкретных задач: научить ходить цепочкой (в колонне, парами и т.д.) в заданном направлении, меняя его по сигналу педагога, осуществляя перестроения и т.д.
Освоение движений идёт параллельно с решением музыкальных задач: ходьба энергичным, топающим шагом акцентирует сильную долю такта, чередование различных видов ходьбы или разных движений подчёркивает смену динамики и переход от одной части музыкального произведения к другой.
Построение в колонну, по одному, в движении с последующим перестроением, в колонну по два закрепляет умение детей двигаться в соответствии с двухчастной формой музыкального сопровождения. Общая для всех упражнений задача - отразить характер (содержательный смысл) музыки - не указывается, как сама собой разумеющаяся.
При выборе упражнений на ориентировку в пространстве педагогу необходимо ясно представлять основную, главную задачу каждого упражнения, и на её выполнение направить основное внимание. Выбор методического приёма зависит от общих или ближайших задач, от определённого состава группы (класса). Задачи повторные, знакомые дети выполняют на основе уже имеющихся навыков. В одном и том же упражнении могут быть новая задача и задача на повторение.
Например, перестроение из колонны в цепочку - новая задача, а смена ходьбы высоким шагом на лёгкий бег в соответствии с контрастными частями музыки - задача на повторение.
Многие упражнения направлены на решение нескольких задач: одни помогают улучшить движения ребёнка и приучают двигаться в пространстве, другие служат сначала для совершенствования того или иного вида движения, затем усложняются пространственным заданием всему коллективу учебной группы.
С самых первых занятий учителю необходимо обратить внимание учеников на то, что сильные и слабые звуки музыкального сопровождения чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладони, потом топают левой ногой, идут вперёд, акцентируя сильную долю такта левой ногой (притопывая). Марширование начинается с левой ноги, ритмические упражнения и танцы - с правой ноги.
В процессе работы над движением бодрого шага у детей воспитываются следующие полезные навыки: ходьба в колонне с правильными интервалами, ходьба со всевозможными построениями; умение четко начинать движение с началом музыкального сопровождения (или после вступления); заканчивать его с окончанием марша.
Упражнениям на ориентировку в пространстве в первом классе (первое полугодие) следует уделить особое внимание: этот раздел программы - главная, определяющая составная часть урока ритмики, характер его реализации в значительной степени предопределит успешную работу с умственно отсталыми детьми.
«Ритмико-гимнастические упражнения» раздел повторяется на каждом году обучения с некоторым усложнением упражнений.
Ритмико-гимнастические упражнения выполняются как у опоры, так и без опоры. У опоры - упражнения из хореографии /экзерсис/ мы представили четырьмя позициями ног и рук. Цель этих упражнений: научить учащихся правильно ходить, контролировать себя с помощью зеркала, выработать правильную осанку.
Упражнения, которые выполняются без опоры, подразделяются на общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений и расслабление мышц.
В комплексах ритмико-гимнастических упражнений соблюдается преемственность исходных и конечных положений. То есть упражнения подобраны так, чтобы конечное положение предыдущего упражнения являлось исходным положением. Выбор простых, необремененных деталями упражнений необходим и в связи с особенностями памяти умственно отсталых школьников: они не умеют распределять свое внимание на отдельные составные части и детали изучаемого объекта, выделять главное и второстепенное.
В комплексы ритмико-гимнастических упражнений включены имитационные, импровизационные движения, а также элементы логопедической, фонетической и комплементарной ритмики.
«Упражнения с детскими музыкальными инструментами» начинается с подготовительных упражнений. В качестве подготовительных упражнений предлагаем использовать упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук в игровой форме, соединенные с речевым текстом. При этом подбираются ритмичные и рифмованные стихи, чтобы дети лучше и быстрее запомнили их. Эти упражнения называются упражнениями на развитие мелкой моторики с одновременным развитием артикуляционной моторики.
С учетом выраженности степени недостаточности дифференцированности пальцев рук у умственно отсталых школьников предлагается серия упражнений на "проговаривание" пальцами стихотворений, например, "Старый краб", "Шесть котят "; игры-задания на дифференциацию движений пальцев рук; упражнения на изображение персонажей сказочных героев с помощью пальцевых оформлений.
С учетом нарушений моторики рук, гибкости кистей у аномальных школьников предусмотрены упражнения хореографического характера для различных положений ладоней, предплечий, а также хлопки и акцентированные отведения; имитационные упражнения кистями рук явлений природы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами преследуют цель развить мелкую мускулатуру пальцев, снять напряжение или вялость рук. К этим упражнениям мы добавили организацию детского оркестра, состоящего из инструментов системы Карла Орфа. Создание детского оркестра преследует специальную задачу - обучить согласованности в ритмической деятельности различных видов с дифференциацией заданий: одна группа детей аккомпанирует на ударно-шумовых инструментах, другая группа - исполняет танцевальные элементы или передает игровой образ песни, сказки.
Проводятся упражнения на выполнение ритмического рисунка песен, чистоговорок самыми разнообразными способами: движениями рук, ног, речью, а также графическим изображением ритма на фланелеграфе.
В раздел «Игры под музыку» входят упражнения, позволяющие научить детей передавать характер движения животных, деятельность людей.
Используются театрализованные игры-сказки, инсценирование и импровизация песен, игровые упражнения на сочетание движения и слова, упражнения на продолжение заданного ритма. Целесообразно использовать игры с песенным или речевым сопровождением, так как они способствуют развитию как общей, так и речевой моторики учащихся.
Основная задача в играх - вызвать у детей живой интерес к музыке, желание создать в движении хотя и несложные, но непременно созвучные музыке образы.
Всякий раз, давая новую игру, следует предложить детям прослушать музыку, а потом уже двигаться в соответствии с характером музыки. Показ игровых движений учителем не рекомендуется. Здесь следует предоставить полную самостоятельность детям и вызывать отдельных учеников, нашедших удачные, выразительные движения, объясняя при этом, что именно в них хорошо. При импровизации предварительное прослушивание музыки не рекомендуется; в данном случае дети учатся двигаться под непосредственным её воздействием.
Многочисленные вариации в играх так увлекают детей, что они не хотят разучивать другую игру, пока не исчерпают всех игровых возможностей повторного воспроизведения последней. Возвращение к знакомым играм и упражнениям позволяет добиваться большей точности и отработанности движений.
В игровых ситуациях надо дать учащимся возможность внести как можно больше творчества. Не нужно от них требовать, чтобы, например, заяц двигался так, как это кажется нам. Учитель не должен подсказывать вид движения. Пусть дети сделают это по-своему, но при этом, объясняя задание, надо говорить: "Будете двигаться как зайчик, медведь лошадка", а также вовремя подсказать, что, какие чувства им нужно выразить. Например, "зайка удивляется" или "цыплёнок важничает". Чем больше непосредственности будет в игре детей, тем лучше.
В первых-вторых классах умственно отсталые дети учатся передавать характер движения животных, деятельность людей. В дальнейшем, можно вводить инсценировку игровых песен, сказок, в которых нужно раскрыть не только образ, но и содержание.
Дети с особыми образовательными потребностями успешно изображают героев сказок "Теремок", "Колобок", а также передают характер персонажей театрализованных сказок не только пластикой, но и выражением лица, например, сказка "Заколдованное королевство".
Логопедизацию уроков ритмики целесообразно проводить на основе синтеза слов, музыки и движения: инсценировка песен, упражнения на выделение ритмизованных блоков в текстах (детские считалки, чистоговорки), упражнения и игры на продолжение заданного ритма, элементы комплементарной (дополняющей) ритмики.
В раздел "Танцевальные упражнения" включены элементы русского, украинского, белорусского, молдавского, греческого и других.
Музыка для танцев ориентирована, прежде всего, на детский песенный материал, так как текст песни стимулирует образность движений и интерес к их выполнению.
Танцевальные упражнения в основном представлены шагами с подскоками, приставными шагами, шагом галопа, переменным шагом, шагом польки, а также наиболее доступными элементами современных танцев. Данные упражнения являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой.
Обучению учащихся с ОВЗ танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков использования отдельных движений. В связи с этим рекомендуются подготовительные упражнения к освоению основных танцевальных движений, упражнения из хореографии (вставание на полупальцы, полуприседания и т.д.), способствующие развитию необходимых двигательных навыков, умению управлять своим телом, формированию правильной осанки и походки, коррекции недостатков пространственно-временной организации движений.
Изучать танцевальные упражнения лучше всего в начале основной части урока. В дальнейшем, их можно повторять во вводной или заключительной частях урока, в зависимости от поставленных учителем задач. Например, разученные танцевальные упражнения можно применять во вводной части в целях функциональной подготовки организма школьника с ОВЗ к работе, повышения его эмоционального состояния. В заключительную часть урока несложные танцевальные комбинации вводятся в качестве постепенного перехода от возбуждения к относительно спокойному состоянию.
Таким образом, правильно распределённые танцевальные упражнения, как в серии уроков ритмики, так и внутри каждого занятия являются средством активного коррекционного воздействия на личность аномального школьника и носят не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляску, учащиеся знакомятся с их названиями (хоровод, кадриль, вальс, полька), а также с основными движениями этих танцев (притопы, присядка и др.).
Очень важно, чтобы учитель продумал, как облегчить детям разучивание танцев. Учащиеся должны, прежде всего, прослушать музыку к танцу, а учитель поможет им разобраться в характере музыки, отдельных её частей.
Пусть ученики прослушают музыку любой польки. Предложим детям пройти простыми шагами под музыку польки, сначала делая шаги на каждую четверть такта, а затем медленнее - один шаг только на первую четверть такта, а потом пауза. Затем пусть дети идут такими медленными шагами, изображая какого-нибудь зверя.
Предположим, нам нужно научить детей бегать под музыку на низких полупальцах, делая один маленький шаг на каждую одну восьмую такта. Пусть ученики при этом изобразят красивых бабочек, которые порхают на лужайке.
Дети с особыми образовательными потребностями с удовольствием выполняют такие несложные задания и одновременно лучше усваивают всё то, что им потребуется для разучивания танца.
При выборе танца надо хорошо знать возможности учащихся, которые будут его исполнять. И если дети совсем не умеют танцевать, плохо ориентируются в пространстве, лучше предложить им танцевать простой хороводный танец. С песнями, под которые исполняются хороводы, ученики предварительно знакомятся на уроках музыки.
При разучивании любого танца нужно хорошо усвоить каждое движение, затем выучить отдельные фигуры или эпизоды танца и, наконец, весь танец в целом - сначала в замедленном, а потом в нужном темпе. При этом не следует предъявлять требований к четкости и выразительности исполнения отдельных элементов танца. Ведь в основе танца для умственно отсталых детей лежит заинтересованность, а не правильность. Главное, по нашему мнению, воспитать у детей естественную простоту, живость, непосредственность - всё, что присуще человеку в жизни.
Выполнение элементов танцев помогает овладеть ходьбой, бегом и другими видами движений как средством выражения простейших музыкально-двигательных образов. Танцевальные упражнения позволяют научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, переключаться с одного темпа на другой, изменять движения в связи с изменением силы звучания, смены регистров, характером мелодии. Игровые танцы на координацию движений с речью учат детей понимать и правильно передавать нормальный ритм и темп речи. Рекомендуем использовать песни-пляски и игровые танцы, в которых в комплексе решается сразу несколько задач. Например, для развития ритмического чувства, координации движений используются такие приемы, как координация слова с движением и игра на детских музыкальных инструментах.
Учитывая психомоторные особенности детей с ОВЗ предложенный материал многовариантный, занимательный и разнообразный.
Требования базируются на учете возрастных особенностей и состояния психомоторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья во время обучения в начальных классах вспомогательной школы.
Осуществлена преемственность между специальным детским садом и вспомогательной школой в работе по музыкально-ритмическому воспитанию, что позволяет обеспечить достаточную коррекционную направленность занятий ритмикой.









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315