Особенности общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью


Особенности общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
В 2014 году в поселении родилось 62 ребёнка (2013 – 52 ребёнка, 2012 год - 67 детей, в 2011- 78 новорожденных детей).Количество
муниципального района качественными дорогами.
В последние годы отечественные исследователи, такие как Д.Й. Аугене, Ж.Н. Головина, Е.С. Слепович (Аугене 1987; Слепович 2008), уделяли большое внимание проблеме общения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Общение дошкольника с интеллектуальной недостаточностью существенно отличается от общения нормально развивающихся детей, т.к. идет с большим отставанием. В раннем возрасте, вследствие патологической инертности и отсутствия интереса к окружающему миру, потребности в общении со взрослыми у этих детей часто не возникает, поэтому не происходит и своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками. Эмоциональное общение со взрослыми появляется лишь к концу первого – началу второго года жизни, т.к. является предпосылкой сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью (Слепович 2011: 26).
Общая эмоциональная обедненность детей с интеллектуальной недостаточностью определяет значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого. Это выражается в том, что очень важный показатель развития - "комплекс оживления" - в большинстве случаев либо долго отсутствует, либо чрезвычайно угнетен и выражен в рудиментарной форме. Чаще всего у детей с интеллектуальной недостаточностью он проявляется лишь к концу первого года жизни в очень скудном по структуре и эмоциональной окрашенности виде.
У детей с недоразвитием интеллекта чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения (Рубинштейн 1946: 62).
Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с недоразвитием интеллекта фактически лишены возможности словесной коммуникации, т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.
Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные самим характером нарушений, значительно препятствуют своевременному и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью весьма ущербно, его мотивы исходят в основном из органических нужд детей. Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями.
В возрасте 5 -7 лет дети с недоразвитием интеллекта с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи (Головина 1998: 38).
Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти-шестилетнего возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым. Ресурсный потенциал местности характеризуется обилием рекреационных ресурсов. Территория богата озёрами. Особую роль играет чередование лесных массивов с водоёмами, образующих живописную зону - с Южной и Юго-Западной сторон озеро Клякса, на Севере - озеро Серьезное, одно из крупнейших озёр района (15, 7 кв. км), в Восточной части расположено озеро Сапёрное. По реке Вирта и по озеру проходит туристический маршрут из пос. ст. в г. Приозерск. Именно здесь, 17 сентября 1857 года, был произведён знаменательный взрыв, проделавший расщелину в мощной скалистой гряде, в результате чего около 99% воды Сырое пошло в Ладогу по новому проложенному руслу - не к городу (ныне Приозерск), а через озеро (ныне оз.) и реку (р. ). Не случайно небольшой посёлок до января 1949 года назывался в переводе: «Взорванный берег».       
  Ежегодно с 1980 года в пос. ст. Сырое, на порогах проводится Международный водный фестиваль«Клякса» - крупнейшие в России соревнования по различным видам гребного слалома и туризма. В 2007 году порогам исполнилось 150 леса, воды и скал обуславливает высокий оздоровительный эффект, поэтому на территории поселения находятся оздоровительные лагеря и базы отдыха. Сырое расположен уникальный туристский комплекс, база отдыха и туризма «» - это корпуса со всеми удобствами на 280 мест, ресторан на 160 мест, бар на 40 мест, кафе на 36 мест, конференц-зал на 40 мест, концертный зал, современный теннисный корт, спортивные площадки, места коллективного отдыха, прокат лыж, лодок, баня-сауна. Проводятся пешеходные, лодочные экскурсии, лыжные прогулки.
Санкт-Петербургское государственное предприятие «Комбинат питания «Молитва» создано с целью оказания услуг по организации горячего питания для социально значимых категорий населения: учащихся образовательных школ, профессиональных училищ. Организация создана в 1992 г., и на протяжении 20-ти лет стабильно и успешно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга. За время работы в бюджетной сфере Санкт-Петербурга предприятие «Комбинат питания «Молитва» создало прочную материально-техническую базу и профессиональный коллектив. Складской комплекс предприятия насчитывает около 1 тыс. кв.м. с современным оборудованием, позволяющим осуществлять хранение всех товарных групп. Погрузо-разгрузочные работы производятся новыми электрокарами с возможностью товаров на уровень второго этажа.
Длительное наблюдение за воспитанниками детского сада для детей с нарушением интеллекта показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами общения. Для большинства детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерна внеситуативно-познавательная форма общения, остальные дети прибегают к еще более элементарной - ситуативно-деловой форме. Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно-личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста (Аугене 1987: 81). Нередко дети с интеллектуальной недостаточностью стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить:
- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
- непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
Специальная педагогика и психология рассматривает общение как одно из средств коррекции нарушений развития, и в отдельных случаях отводит ему первостепенное значение. Примером служат уникальные случаи воспитания слепоглухонемых детей, когда общение ребенка с взрослым становится единственным способом формирования у него человеческой психики.
У умственно отсталых детей с выраженным нарушением ЦНС нередко долго отсутствует ярко выраженное, особое отношение к матери, ее "узнавание", выделение ее из числа остальных взрослых. Обращаясь к истокам их эмоциональных проявлений, следует подчеркнуть и недостаточное внимание ребенка к улыбке взрослого. Улыбка, а также другие мимические средства, используемые взрослыми при контакте с ребенком, остаются для него совершенно непонятными. Несвоевременность и затрудненность налаживания эмоционального контакта ребенка с взрослым отрицательно сказывается и на становлении более сложных видов общения (Слепович 2011: 28).
Неполноценное доречевое общение с взрослым, отсутствие предметных действий (манипулирования предметами), недоразвитие мелкой моторики к концу первого года жизни ребенка ранним поражением ЦНС оказываются тесно связанными с чрезвычайной скудностью начальных речевых проявлений у умственно отсталых детей.
Недоразвитие предметной деятельности в значительной степени обусловливает то, что эти дети с большим опозданием начинают лепетать. Ответный, интонационно-насыщенный лепет, характерный для нормально развивающихся малышей конца первого года жизни, у их отстающих в развитии сверстников чрезвычайно обеднен: эти дети почти не лепечут. Не возникает у них и общения с помощью лепетных слов, вплетенных в ситуацию, жесты, мимические движения и др.
У умственно отсталых детей без специального обучения не возникает речевой активности, не складываются и дословесные виды общения с окружающими, не развивается предметная деятельность.
Для их речевого развития характерно отсутствие или позднее появление спонтанного лепета в ответ на говорение взрослого. Отмечается значительное запаздывание появления первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью: переход от произнесения отдельных слов к построению двухсловного предложения растягивается на долгое время. Ресурсный потенциал местности характеризуется обилием рекреационных ресурсов. Территория богата озёрами. Особую роль играет чередование лесных массивов с водоёмами, образующих живописную зону - с Южной и Юго-Западной сторон озеро Клякса, на Севере - озеро Серьезное, одно из крупнейших озёр района (15, 7 кв. км), в Восточной части расположено озеро Сапёрное. По реке Вирта и по озеру проходит туристический маршрут из пос. ст. в г. Приозерск. Именно здесь, 17 сентября 1857 года, был произведён знаменательный взрыв, проделавший расщелину в мощной скалистой гряде, в результате чего около 99% воды Сырое пошло в Ладогу по новому проложенному руслу - не к городу (ныне Приозерск), а через озеро (ныне оз.) и реку (р. ). Не случайно небольшой посёлок до января 1949 года назывался в переводе: «Взорванный берег».       
  Ежегодно с 1980 года в пос. ст. Сырое, на порогах проводится Международный водный фестиваль«Клякса» - крупнейшие в России соревнования по различным видам гребного слалома и туризма. В 2007 году порогам исполнилось 150 леса, воды и скал обуславливает высокий оздоровительный эффект, поэтому на территории поселения находятся оздоровительные лагеря и базы отдыха. Сырое расположен уникальный туристский комплекс, база отдыха и туризма «» - это корпуса со всеми удобствами на 280 мест, ресторан на 160 мест, бар на 40 мест, кафе на 36 мест, конференц-зал на 40 мест, концертный зал, современный теннисный корт, спортивные площадки, места коллективного отдыха, прокат лыж, лодок, баня-сауна. Проводятся пешеходные, лодочные экскурсии, лыжные прогулки.
Санкт-Петербургское государственное предприятие «Комбинат питания «Молитва» создано с целью оказания услуг по организации горячего питания для социально значимых категорий населения: учащихся образовательных школ, профессиональных училищ. Организация создана в 1992 г., и на протяжении 20-ти лет стабильно и успешно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга. За время работы в бюджетной сфере Санкт-Петербурга предприятие «Комбинат питания «Молитва» создало прочную материально-техническую базу и профессиональный коллектив. Складской комплекс предприятия насчитывает около 1 тыс. кв.м. с современным оборудованием, позволяющим осуществлять хранение всех товарных групп. Погрузо-разгрузочные работы производятся новыми электрокарами с возможностью товаров на уровень второго этажа.
Среди детей с интеллектуальной недостаточностью особую группу составляют дети с задержкой психического развития. Важнейшей особенностью этой категории детей является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей другой стороны, дефицит в общении с окружающими значительно усугубляет имеющиеся у этих детей нарушения познавательной деятельности (Слепович 2011: 29).
На протяжении первых лет жизни дети с ЗПР, как правило, имеют очень ограниченный круг общения с взрослыми, что обусловлено низким культурным уровнем, неблагополучием их семей. Отрицательное влияние на формирование потребности в общении оказывает недостаточное разнообразие видов контактов детей с ЗПР с взрослыми, которые за ними ухаживают. Идя на поводу у пассивности такого ребенка, родители часто ограничивают общение с ним удовлетворением его биологических потребностей. Самостоятельная деятельность ребенка с ЗПР ограничивается как дома, так и в дошкольном учреждении. Инициатива к вступлению в контакт от таких детей исходит не часто, воспитатели же в массовых детских садах сами редко общаются с ними.
Большинству детей с ЗПР присуща повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. В силу того, что они уже успели показать свою несостоятельность в различных видах деятельности, взрослый - это человек, представляющий определенную угрозу, человек, который наказывает за любую неудачу или проступок.
Неблагоприятные социально-педагогические условия развития, складывающиеся вне коррекционного воспитания и обучения, не дают детям с ЗПР возможности приобрести необходимый опыт общения с взрослыми, который непосредственно подготавливает возникновение общения со сверстниками (Смирнова 2008: 75).
Исследования процесса общения дошкольников с ЗПР показывают, что у них снижена потребность в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками. Общение с взрослым носит, в основном, деловой характер. Личностное общение с взрослым встречается значительно реже. Содержанием общения старших дошкольников с ЗПР является практическое, деловое сотрудничество с взрослым. Общение на основе познавательных мотивов занимает небольшое место. Наряду с ведущим средством общения - речью, большую роль играют экспрессивно-мимические акты.
Таким образом, общение детей с ЗПР с взрослыми находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников. Однако экспериментально доказано, что уровень общения с взрослыми и сверстниками у детей с ЗПР значительно выше, чем у дошкольников с недоразвитием интеллекта: они более адекватно строят свои отношения с незнакомым взрослым, проявляют большую инициативу в свободном, не ограниченном рамками эксперимента общении с взрослым (Головина 1998: 75).
У детей с ЗПР, несмотря на крайне низкие средние показатели, которые также свидетельствуют о сниженной потребности в общении, сохраняется поступательный характер развития общения от низших форм к высшим.
Общение детей с ЗПР друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ЗПР можно определить скорее как игру "рядом", чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. Очень редко инициативу в организации игры брал на себя ребенок.
В процессе коррекционно-воспитательной работы в коммуникативной деятельности детей с ЗПР отмечаются определенные изменения. Так, существенно меняется соотношение разных видов контактов с взрослыми. Значительное место начинает занимать общение личностного типа, не направленное непосредственно на достижение конкретной практической цели. Однако среди личностных контактов преобладают наиболее простые - обращения за одобрением. Интимные сообщения, беседы о личности взрослого встречаются крайне редко.
Таким образом, полноценное развитие детей с ЗПР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. В