АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ


АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Татаркина Т. М., Коробейникова А.А.
ЛПИ – филиал СФУ
г. Лесосибирск
Данная тема в нынешнем обществе приобретает актуальность в связи с тем,что быстро прогрессирующее общество требуетот человека оригинальных и новых идей,не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность формируетличность ребенка, помогает ему усваивать моральныеи нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое пониманиежизненных ценностей, свои личностные свойства.Поэтому важно начинать формирование творческихспособностей уже в дошкольном возрасте. Новые федеральные государственные стандарты дошкольногообразования предполагают, что в процессе личностного становления дошкольникпостепенно приобретаетсамостоятельность как способность к автономномусуществованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые.
Цель: выявить условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста методом арт-терапии.
Данную тему рассматривали следующие авторы: Мокеева Т., Кузьменко И.В., М. Л. Наумова, С.П. Беловолова, Т.Ю. Киселева.
Личность дошкольника формируется из многих качеств, значимое место среди которых можно отвести творческим способностям. Ведь, ребенок, который не просто усвоил программу дошкольного учреждения, а дошкольник, способный к её творческому переосмыслению – вот, что требует современное общество.
Кузьменко И.В., Мокеева Т. в своей статье говорили: творческие способности человека обнаруживаютсяв его умении находить особый взгляд на что-то привычное и повседневное. Обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развитиятворчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. В дошкольном образовательном учреждении творчество вырабатывается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Многочисленность методов продиктована разносторонностью процесса усвоения системы знаний, усвоением основами наук, в которые входит в первую очередь игра, являясь одновременно и ведущим видом деятельности данного возраста. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-экспериментирования, игры-забавы и т.п. – все они направлены на развитие творческого потенциала дошкольника. Но формирование творческих способностей будет достигнуто лишь при соблюденииопределённых условий: раннее начало творческого формирования, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, создание благоприятной развивающей среды в детском саду, поддержание постоянного интереса к творческой деятельности [1].
В связи с этим можно сказатьчто особый интерес для развития творческих способностей дошкольников представляет педагогическое направление арт – терапии. Этот термин используется не в буквальном контексте – лечение, а в смысле «исцеление», «социального врачевания» личности, изменение стереотипов ее поведения и повышение адаптационных способностей средствами художественной деятельности.
М. Л. Наумова рассматривала арт-терапию, как активно используемый в педагогическойпрактике с целью диагностики, коррекции и развития ребёнкаметод психотерапии, основанный на решении психологическихпроблем личности путём вовлечения человека в творчество.[2]
Арт - терапия по форме организацииможет быть: индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной арт - терапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления этого метода:
•применение уже имеющихся произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;
•побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Основные задачи, которые содержит в себе данный метод: развитие самоконтроля; облегчение общения в социуме; своевременное выявление психологических проблем; обучение концентрации на чувствах и ощущениях; комплексное психотерапевтическое лечение (вспомогательный метод); выявление творческих способностей и т. д.
Итак, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.
Список использованных источников
КузьменкоИ.В.,Мокеева Т.// Формирование творческихспособностей дошкольниковУСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ №10, 2013
М. Л. Наумова // РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКАМЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
С.П. Беловолова, Т.Ю. Киселева// Арт-терапия как психолого-педагогическая технология.