Конспект урока «Из русской литературы XIX в. И.А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик».


Конспект урока литературы в 6 классе на тему:
«Из русской литературы XIX в.
И.А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик».
Цели:
расширить знания о баснописце и его баснях, развить понятие мораль, аллегория, иносказание.
научить определять мораль, характеры героев басен
развивать навыки выразительного чтения
воспитывать уважение к труду других и собственную скромность.
На доске: Иван Андреевич Крылов(1769-1844)
«Люблю, где случай есть пороки пощипать!» И.А. Крылов.
Ход урока.
Орг.моментСлово учителя.
Вспоминаем И.А. Крылова
Ребята, мы еще в прошлом году познакомились с творчеством этого замечательного писателя. Надеюсь, сегодня мы с ним встретимся как со старым знакомым, а старых знакомых надо знать в лицо.
На экране портрет И.А. Крылова.
Вспомним важные моменты биографии. Чтение статьи в учебнике- Где, в какой семье родился Крылов. Как он провел детство.
- Какими талантами обладал И.А. Крылов? (Он писал пьесы, издавал журнал, хорошо рисовал, и был очень артистичен)
Комментарий учителя.
Однажды его друг Николай Иванович Гнедич – известный переводчик «Иллиады" и «Одиссеи» предложил выучить древнегреческий на спор. Прошло два года. Гнедич вспомнил о старом споре, а Крылов вдруг предложил устроить ему экзамен. Принесли книги. Крылов, хитро улыбаясь, читал и переводил без запинки каждую страницу. Гнедич был поражен – он- то понимал, сколько труда надо было затратить, чтобы выучиться древнегреческому языку. Этот пример говорит о многообразии талантов писателя. Но главным все же для него стало сочинение басен.
Известный в то время баснописец И.И. Дмитриев, придя в восторг от басен И.А. Крылова, говорил: « Это ваш род, вы нашли его». Действительно, Ивану Андреевичу очень повезло. Он занимался тем делом, для которого был предназначен. Поверьте, в жизни это бывает не так уж и часто.
В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова.
МИНИ-викторина.
В прошлом году вы уже познакомились с некоторыми баснями И.А. Крылова
Отгадайте, каким героям принадлежат эти слова:
-Ты все пела? Это дело! Так иди же попляши. (Муравей)
-Голубушка, как хороша (Лисица)
-Вот то-то мне и духу придает ,Что я, совсем без драки могу попасть в большие забияки» (Моська)
Определить, кому принадлежат вещи, из какой басни И.А.Крылова1. Очки. ("Мартышка и очки")
2. Ноты. ("Квартет")
3.Тарелка. ("Демьянова уха»)
-Что же такое басня?
- Как вы понимаете слово аллегория (иносказание)?
Запишите
Аллегория(иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)
На вопрос: почему вы избрали такой род стихотворений Иван Андреевич говорил:
« Ведь звери мои за меня говорят». А свои то мысли он высказывал в морали басни.
- А мораль басни-это… (Мораль – нравоучительный вывод.)
- Чем вам нравятся басни Крылова? ( мало описаний, диалог, понятен смысл, многие фразы стали «крылатыми», герои легко запоминаются, басни легко разыгрывать, через смех легко понять серьезные выводы.)
Запись в тетрадь.
Особенности басен Крылова.
-присутствие рассказчика
-диалог между действующими лицами
-четкая мораль
-противопоставление действующих лиц (антитеза)
-ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
-ИРОНИЯ
-АЛЛЕГОРИЯ-ИНОСКАЗАНИЕ
«Листы и корни»
Прослушивание фонохрестоматии «Листы и корни»
-Какой характер у листьев? (самодовольные, капризные, заносчивые)
-Кого Крылов имел ввиду, изображая листья? (высшее общество, власть, начальство)
-А какие корни? (трудолюбивые, терпеливые)
- Кого он здесь подразумевал? Для того чтобы лучше понять мораль я подскажу вам. Басня была написана в 1811 году (Крылов говорит о равном участии власти и народа в общественной жизни. Это было очень важно перед началом Отечественной войны 1812 года)
-Что высмеивает Крылов? (человеческие качества - самодовольство, эгоизм и социальное неравенство)
-Кто противопоставляется в этой басне? (листы и корни, власть и народ)
Противопоставление называется антитеза.
Ларчик
Прослушивание фонохрестоматии «Ларчик»
- О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)
- Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)
«Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;»
«Механик пуще, рвется.
Потел, потел; но наконец устал..»
Итог урока
В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений подразумевает людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.
Домашнее задание.
1.Выучить записи в тетради.
2. Объединиться в группы и разыграть басни. Использовать реквизит и детали костюмов.