Конспект урока по развитию речи в коррекционной школе для детей с глубокой умственной отсталостью на тему Овощи.

Конспект урока по развитию речи.

Тема: «Овощи»
Коблова Наталья Владимировна,
учитель-олигофренопедагог

Цель: учить составлять простое распространенное предложение по схеме.
Задачи:
- активизировать предметный, глагольный и качественный словарь по теме «Овощи»;
- закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- упражнять в употреблении союзов А, И и предлогов В, НА в составе простого распространенного предложения;
- коррекция слухового и зрительного внимания, развитие функции стереогноза.
Материал:
демонстрационный: иллюстрации «Времена года», схема опора «Осень», изображения для демонстрации на магнитной доске (овощи, фрукты, огород с грядками, тарелка, корзина), муляжи овощей, «Чудесный мешочек», свежие нарезанные овощи, карточки с союзами А, И и предлогами В, НА; карточка-схема с одной чертой ( слово, обозначающее лицо или предмет), с двумя чертами ( слово, обозначающее действие), с волнистой линией ( слово, обозначающее признак); сюжетная иллюстрация «Мама режет помидор».
раздаточный: изображения овощей; схемы «вершки и корешки» (картофель и капуста), сделанные учащимися на предыдущем уроке; карточки с союзами, предлогами и схемы слов, аналогичные демонстрационным; учебник «Знакомство с окружающим миром» 3 кл. Худенко Е. Д., Терехова И. А.
Ход урока
I.Организационный момент
- Сегодня я приготовила для вас загадку. Внимательно послушайте ее и найдите отгадку на одной из четырех картинок (иллюстрации времен года):
- Что бывает осенью? (ответы детей с опорой на схему «Осень»).
- Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Где растут овощи? (в огороде, на грядке). Где растут фрукты? (в саду, на деревьях).
1.Дидактическая игра «Четвертый лишний» (помидор, огурец, лук, яблоко).
- Внимательно посмотрите и скажите, что здесь лишнее и почему. (яблоко лишнее – это фрукт; помидор, огурец и лук – это овощи).

2. Дидактическая игра «Что изменилось?»
- Я убираю яблоко, остались только овощи. Запомните их. А теперь закройте глаза (добавить изображения овощей), снова посмотрите и скажите, что изменилось?
Задания выполняются на магнитной доске.

II. Повторение.
1. – Какие овощи вы можете еще назвать? О каких можете рассказать, как они растут, как их собирают и что из них готовят? (капуста, картофель).
2. – Мы зарисовали схемы, как растут картофель и капуста и узнали, что такое «вершки» и «корешки». (работа со схемами, выполненными учащимися на предыдущем уроке).
3. Работа с учебником с. 14, с. 18
- У какого овоща тоже съедобные корешки? А вершки? Как они растут?
Упражнения в употреблении предлогов В, НА (В земле, НА грядке).

III. Основная часть.
1. Сообщение темы урока:
- Кто догадался и скажет, о чем мы сегодня будем говорить? (об овощах). – Правильно, тема нашего урока – «Овощи».
Сообщение цели урока:
- Мы будем учиться правильно составлять предложения, говорить грамотно и красиво.
2. – Вспомните, из чего состоит предложение? (из слов).
- Приготовьтесь считать слова в предложении. На каждое слово мы будем делать хлопок в ладоши. Счет слов в предложении с опорой на двигательный анализатор: «Наступила осень», «Люди собирают урожай».
- Сколько слов в первом предложении? (два). Во втором предложении? (три).
3. Упражнение в словообразовании «Большие и маленькие».
- Во время сбора урожая попадаются разные овощи – большие и маленькие. Давайте назовем их.
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лук – лучок, огурец – огурчик и т. д.) с опорой на наглядный материал.
«Закончи предложение».
- Вы правильно выполнили задание, и теперь закончите предложение одним из слов, обозначающих маленький овощ.
Дополнить предложение словом с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сопровождается показом муляжа): «Вырос на грядке красный.(помидорчик), «Мама порезала маленький(огурчик) и т. д.
4. Развитие функции стереогноза.
- Молодцы, все справились с заданием. Давайте соберем весь урожай в «Чудесный мешочек» и запомним, какая у овощей форма – круглая или продолговатая; какие они наощупь – гладкие или шершавые; какие по размеру – большие или маленькие.
Учащиеся складывают в мешочек овощи, описывая их качественные признаки
- Вот мы и собрали весь урожай. Найдите в «Чудесном мешочке» отгадку на загадку:
«Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а(лук)»
«Расту в земле на грядке я -
·
Красная, длинная, сладкая» (морковь)
«Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я» (капуста)
«Летом в огороде - свежие, зеленые.
А зимою в бочке - крепкие, соленые» (огурцы).
Учащиеся достают муляж овоща, называют его форму, цвет, фактуру. Задание выполняется стоя.
5. «Угадай по вкусу».
- Молодцы, все овощи собрали и ни разу не ошиблись. Пришло время узнать, какие они на вкус. Посмотрите, у меня на тарелке нарезанные овощи. Закройте глаза, возьмите любой из них, попробуйте и назовите, что это за овощ.
Дети с закрытыми глазами пробуют на вкус какой- либо овощ, называют его и по возможности (с помощью педагога) характеризуют свои ощущения: «мягкий», «горький», «хрустящий» и т. д. Упражнение, как и предыдущее, выполняется стоя.
6. Формирование грамматического строя речи.
а).- Вам понравилось вкусное задание? Проходите к своим местам, садитесь. Рассмотрите и назовите то, что находится у вас на партах (иллюстрации овощей, карточки с союзами «И», «А»).
- Мы будем учиться составлять длинные (большие) предложения, а помогут нам в этом маленькие слова, которые состоят из одной буквы – «И» и «А».
Упражнения в употреблении соединительного союза «И». Параллельная работа с демонстрационным и раздаточным материалом (иллюстрации, карточки с союзом «И»):
- В салат порезали.(огурец И помидор)
- В суп кладут.(капусту И картофель) и т. д.
Упражнения в употреблении противопоставительного союза «А» проводится аналогично предыдущему.
- Капуста выросла большая, А лук маленький.
- Морковь на вкус сладкая, А чеснок горький и т. д.
б). – Приготовьтесь к следующему заданию. Чтобы правильно его выполнить, нам понадобятся карточки-схемы (учитель демонстрирует карточки с одной и двумя полосками, обозначающими предмет и действие) и маленькие слова-помощники – «В» и «НА», «И». Найдите их на своих партах, покажите и назовите.
Работа по составлению предложений по заданной схеме (используются иллюстрации, карточки-схемы и карточки с предлогами):
«Овощи лежат В корзине» (иллюстрация, карточка- схема с двумя чертами, карточка с предлогом «В», иллюстрация); «НА тарелке лежит» (карточка с предлогом «НА», иллюстрация, карточки-схемы с двумя и одной чертой); «В огороде выросли свекла И » (карточка с предлогом «В», иллюстрация, карточка-схема с двумя чертами, иллюстрация, карточка с союзом «И», карточка-схема с одной чертой).
в). – Молодцы, все предложения составили правильно.
Учитель демонстрирует иллюстрацию «Мама режет помидор».
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто это? (мама). Что она делает? (режет). Что режет мама? (помидор).
- Мы составили предложение: «Мама режет помидор». Повторим его все вместе (хоровое проговаривание предложения).
- С помощью карточек и иллюстрации составьте схему к этому предложению.
Учащиеся выполняют задание у доски и на партах с раздаточным материалом. Учитель в случае затруднения оказывает помощь. Все схемы должны быть составлены правильно.

IV. Закрепление.
Учитель составляет на доске деформированную схему данного предложения и предлагает учащимся исправить замеченную ошибку:
- Посмотрите внимательно на схему, сравните ее со своей. Подходит она к нашему предложению? Кто заметил ошибку и хочет ее исправить?
Учащиеся исправляют деформированную схему предложения.
Учитель дополняет схему предложения карточкой с волнистой чертой, проговаривает: «Мама режет вкусный помидор».
- Посмотрите, в нашей схеме появился новый символ – волнистая линия. Такой линией мы будем обозначать слова, которые отвечают на вопрос «какой?», эти слова делают нашу речь красивой.
- Послушайте внимательно красивые слова и хлопните в ладоши, если я скажу их о моркови: хрустящая, зеленая, круглая, сладкая, оранжевая и т. д.

V. Итог.
- Чему учились сегодня? (составлять предложения)
- Предложения с какими словами мы будем учиться составлять на следующем уроке? (со словами, отвечающими на вопрос «какой?»)
Подведение итога урока и положительная оценка деятельности детей.

Примечание: урок проводится с подгруппой учащихся 3 – 5 человек.