Изучение празднично-обрядовой культуры Орловского края как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Изучение празднично-обрядовой культуры Орловского края как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Александр Сергеевич Пушкин писал: “Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому”. Нельзя не согласиться с этими словами. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. В Средней школе № 2 реализуется историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, а это в свою очередь способствует формированию толерантной личности как носителя национальных культурных традиций, становлению гражданской позиции у учащихся. Руководят этой работой учитель истории Авраменко Юлия Юрьевна и учитель технологии Старых Ольга Викторовна.
Знание народных традиций, зачастую связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей любви к Родине, бережного отношения к национальной культуре. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежечасно, ощущает на себе силу их воздействия. Простые и красивые изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей любить родную культуру, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле и предназначении человека.
Целью нашей работы мы считаем изучение культурного национального наследия родного края для формирования национальной идентичности у ребенка.
Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда задач:
– формировать знание культурных традиций предков, обучать конкретным технологиям, умениям и навыкам различных видов декоративно-прикладного искусства;
– воспитывать способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
– воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям России, уважение к труду;
– развивать образное и логическое мышление, творческие способности, эстетический и художественный вкус; развивать навыки самообразования и самоанализа; содействовать формированию всесторонне развитой личности.
В ходе изучения празднично-обрядовой культуры Орловского края у школьников развиваются разнообразные компетенции: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально – трудовые.
Актуальность работы по изучению орловской народной культуры обусловлена целью современного образования, так как изучение, сохранение и воспроизведение народных традиций по-прежнему является одной из важнейших государственных задач.
Новизна проявляется в нетрадиционном подходе к изучению народной культуры и быта Орловского края: интеграция таких предметов, как история и технология. Интегрированная работа обеспечивает повышение познавательной активности детей, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе.
Изучение празднично-обрядовой культуры Орловского края в нашей школе имеет прикладной характер, так как объектами изучения стали явления народного быта и культуры, и ведется по следующим направлениям: народный костюм, обряды, вышивка, куклы, предметы крестьянского быта.
Формирование духовно-нравственных ценностей школьников является одним из приоритетных направлений современного образования. Успешность этого процесса зависит от многих факторов, в то числе и от выбора оптимального системообразующего компонента. В нашем случае такими системообразующими компонентами стали: программа дополнительного образования «Наследие» и программа элективного курса «Из прошлого – в настоящее». Опыт работы показал, что разработанная структура программ, их содержание, ведущие формы деятельности являются наиболее эффективными при решении задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Как известно пути и методы изучения истории родного края разнообразны. В нашей школе приобщение к изучению культуры родного края начинается с младшей школы и рассчитано на 3 возрастных ступени:
Подготовительная ступень, к которой относятся учащиеся младшего звена. На этой ступени происходит знакомство детей с народной культурой.
Учащиеся среднего звена находятся на основной ступени, где происходит формирование основных навыков получения информации о культуре, идет становление духовно-нравственных ориентиров ребенка.
На третьей ступени, к которой относятся учащиеся старшего звена, происходит реализация полученных знаний, умений, навыков; распространение своего опыта среди учащихся подготовительной ступени.
Основными источниками по изучению истории родного края мы считаем: произведения печати, использование музейных фондов, ресурсы Интернет и свидетельства современников. В фондах кабинета краеведения собраны базы данных по всем перечисленным источникам: газетные статьи, книги по краеведению, список Интернет-сайтов, CD диски, базы информантов.
Следует отметить особенности работы по изучению народной культуры Орловщины, в основе которой лежит учебно-практическая деятельность учащихся. Под учебно-практической деятельностью мы понимаем исследование культурного феномена с последующим созданием его макета. Ребенок сам выбирает тему своей работы: народный костюм, народная кукла, предметы народного быта.
Под руководством учителя истории он изучает этимологию этого феномена по книгам, используя ресурсы Интернет. Следующим шагом юного исследователя станет общение с людьми – представителями народной культуры Орловщины с целью уточнения полученных данных. На основе собранной информации под руководством учителя технологии школьник делает макет. На этом в работе не ставится точка, так как юный краевед должен презентировать свой проект среди учащихся младших классов.
Наша краеведческая работа началась в 2005 году, ее центром стала тема народного костюма. Отправной точкой можно считать изготовление свадебного костюма орловской крестьянки. В 2006 году поле наших исследований расширилось: исследование костюмов подтолкнуло нас к изучению обрядов в которых они использовались. На городской краеведческой конференции в 2006-2007 учебном году учащиеся представили поисковый материал «Вечности живая нить», посвященный изучению свадебного обряда нашего края. Проект «Празднично-обрядовая культура орловского края» и приняли участие в республиканском конкурсе «Краевед-2008». Работа была отмечена специальным дипломом Российской Академии наук, а также принимала участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Человек в истории. Россия – ХХ век».
Отметим, что в нашей школе в последние годы значительно увеличилось количество школьников, выполняющих исследовательские работы по истории родного края. Расширилась и тематика исследований, охватывающая различные виды декоративно-прикладного искусства: рушники, вышивка, тряпичная кукла. Учащиеся принимали участие в первой городской научно-практической конференции школьников «К вершинам познаний» и областном фестивале «Народные ремесла Орловского края».
Мы считаем, что нельзя закрываться в рамках одной школы, нужно распространять свой опыт среди коллег. Начиная с первого года работы, мы активно делимся своим опытом среди педагогов и представителей общественности, привлекаем к работе не только детей, но и их родителей.
Важным событием в распространении своего опыта стало участие во Всероссийском празднике «Первая победа», посвященном 300-летию победы в Полтавской битве, который проходил в селе Великое Ярославской области. На ярмарке старинных ремесел мы провели мастер-класс по изготовлению народной игрушки и представили нашу коллекцию народных костюмов.
В рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» был опубликован элективный курс «Из прошлого – в настоящее». Элективный курс одобрен специалистами Областного института усовершенствования учителей и получил высокую оценку методистов кабинетов истории и технологии, с 2010 года элективный курс является авторским.
Программа дополнительного образования «Наследие» стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» на 2011 год.
Прикладной характер накопленного материала усилил аттрактивность изучения народной культуры и позволил приступить к организации кабинета краеведения в школе № 2, проводимой в рамках региональной экспериментальной площадки «Активная школа». Итак, работа продолжается









Авраменко Ю.Ю. МБОУ г.Мценска «Средняя школа №2»

13PAGE 15


13PAGE 14315




15