Предложения с обобщающим словом при однородных членах ( Урок русского языка по ФГОС в 5 кл)


Технологическая карта урока русского языка в 5 А классе
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» г.о. Самара.
Учитель: Тимашкова И.П.
Дата: вторая неделя мая, 97 урок
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.
Тема урока: « Предложения с обобщающим словом при однородных членах»
Цели урока:
Образовательная: научить пятиклассников находить обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения.
Развивающая: сформировать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Воспитательная: исследовать проблемные ситуации, находить выход из создавшейся учебной ситуации.
Планируемые результаты: (предметные, универсальные учебные действия)
Предметные: Научиться применять правило постановки двоеточия в предложении с однородными членами.
УУД: личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельностиПознавательные: знать языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения
Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи урока:
1.Познакомиться с обобщающими словами; 2. Уметь находить их в тексте;
3. Ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
4. Использовать предложения с обобщающими словами в речи.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, компьютер, видеопроектор
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Образовательные технологии: технология развивающего обучения
Основные понятия: обобщающее слово, однородные члены предложения
Межпредметные связи: литература
Схема конспекта урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность. Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят.
Подготовка класса к работе. Знать понятия: обобщающие слова. Уметь: поставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений.
Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:
1.Дуб, берёза, дерево, липа
2.Стол, стул, мебель, шкаф
3.Зима, весна, лето, время года
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Знать, что если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие
Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). Создает проблемную ситуацию
-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)?
- Составьте устно предложения, используя данные слова?
- Что вызвало затруднение?
- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?
-Какой знак препинания вы поставите?
- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?
-Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой на с.23
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения тире Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результватыСамостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 260
- Прочитайте текст, найдите однородные и слова с общим значением (Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?), выпишите ключевое слово текста, запишите однокоренные слова к нему.
2. Учитель предлагает понаблюдать над материалом упр. 260
- Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере. -Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?
-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами?
- Как в нём используются знаки препинания?
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
-Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 174.
Составляют план достижения цели.
На основе материала учебника
делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм :Найду в предложении однородные члены.
Определю, есть ли обобщающее слово.
Выберу нужный знак препинания.
. Отработать: на какие вопросы отвечает обобщающее слово и каким членом предложения является?
Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)
Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Учитель организует физминутку.
1.Работают с учебником (упр.262) в группе. Находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слово, устно отвечают на вопрос о стиле, в котором могут использоваться данные предложения. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.

2. Работают в паре, выполняя упр. 263
Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Усвоить учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения. Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своейучебной деятельности Организует деятельность по применению новых знаний
Самостоятельная творческая работа по составлению предложений( по выбору – дифференцированная работа):
1. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» составить небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;
3.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения.
Оценить учащимися результат своейучебной деятельности Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся ( упр.264).
Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить все разборы.
Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить 2 разбора на выбор.
Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Выполнить1 разбор на выбор.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где можно применить новые знания?
Называют ключевые слова темы.
Поднимают тучку(синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке. Сформулировать ответы на вопросы:
Сегодня на уроке я научился…
Я могу похвалить себя за…
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было…
Выставление отметок в журнал и дневники.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Домашнее задание: дифференцированное задание: разъяснение домашнего задания.
Группа первая – упр.312, группа вторая – упр. 313, группа третья – написать небольшое сочинение о весне, используя обобщающие слова при однородных членах предложения.