Предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения


Конспект урока по русскому языку Класс 5
Ф.И.О. Алиева Гульсем Джевдетовна
Должность, образовательное учреждение учитель русского языка и литературы
МБОУ «Старокрымская ош №2 » Кировского района Республики Крым

Тема урока: Предложения с обобщающим словом при однородных членах

Цель урока: совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова; разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении; начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него; начать развитие умения графически обозначать обобщающие слова.

Оборудование: проектор, интерактивная доска

Этапы работы
Содержание этапа



Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).
Цели учителя:
Создать условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность.
Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности
Установить тематические рамки учебной деятельности
Вступительное слово:
Ну, проверьте-ка, друзья,
Все ль на месте,
Все ль в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить лишь оценку «5».
Проверили готовность к уроку. И начинаем урок. Позади темы, на которых мы узнали о чем?
Подготовка класса к работе.









Отвечают на вопросы учителя. Ответы ребят
(узнали много интересного и нового, стали намного грамотнее)

2
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Цель учителя: организует повторение знаний, закрепление умений.
Проверка домашнего задания.
Графический диктант.
Составить схемы предложений с однородными членами.
Предложения для графического диктанта:
1.Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой.
2.Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла!
3.Зазнайство не возвышает, а унижает.
4.Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.
5.Катится клубочек по высоким горам и зеленым лугам, по топким болотам и глухим местам.
6.В дальневосточных лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:
1.Дуб, берёза, дерево, липа
2.Стол, стул, мебель, шкаф
3.Зима, весна, лето, время года
Цели учащихся:
Проверяют составленные схемы предложений, сверяясь с записью, сделанной учащимся заранее на доске.











Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.







3
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей кла
·сса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
Цель учителя: создает проблемную ситуацию
* Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)?
* Составьте устно предложения, используя данные слова?
* Что вызвало затруднение?
* А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?
* Какой знак препинания вы поставите?
* Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?
-Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой на с.135

Цель учителя: организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
1. Предлагает понаблюдать над материалом упр. 536
- Прочитайте текст, найдите однородные и слова с общим значением (Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?).
2. Учитель предлагает понаблюдать над материалом упр. 537
- Прочитайте текст, найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере.
- Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?
- Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами?
- Как в нём используются знаки препинания?
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
-Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 135.
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.










Составляют план достижения цели.
На основе материала учебника делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм :
Найду в предложении однородные члены.
Определю, есть ли обобщающее слово.
Выберу нужный знак препинания.

4
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Цели учителя:
1. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
2. Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
3. Организует физминутку.
4. Организует деятельность по применению новых знаний.


1.Работают с учебником (упр 539) в группе. Находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слово. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.

2. Работают в паре. Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.



5
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Цели учителя: организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся
Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Зеленым фломастером подчеркните обобщающие слова при однородных членах.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
* Какую цель ставили?
* Удалось достичь поставленной цели?
* Каким способом?
* Какие получили результаты?
* Что вызвало особые затруднения?
* Где можно применить новые знания?
* Называют ключевые слова темы.
Записывают домашнее задание.
































Заголовок 115