Логопедическая работа с незрячими детьми и взаимосвязь с учебным процессом.


Обучение аспектам речи посредством дидактических игр и пособий.
Комарова Татьяна Петровна
учитель-логопедвысшей квалификационной категории
ОГБОУ «Школа-интернат №26 »
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения.
Ян Коменский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно начать формировать речь своевременно, а заметив отставание в речевом развитии, вовремя начать его коррекцию.
Научно доказано, что расстройства речи детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. По определению Р.Е. Левиной, речевые расстройства у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему.Слепой ребенок поставлен перед необходимостью чаще, чем это делают зрячие пользоваться развернутой речью. Ученые отмечают, что зрячие обычно сначала знакомятся с предметами и явлениями, а затем узнают их названия. Незрячие часто усваивают большое количество слов, за которыми не стоят конкретные представления. Довольно высокое развитие у слепых «маскирует» наличие неверных конкретных представлений о предметах и явлениях. Образность речи существенно зависит от наличия или отсутствия зрительных представлений.
Предметная и речевая база, создаваемая логопедом, широко используется и совершенствуется на различных коррекционных занятиях.Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности. Дидактическое пособие или дидактическая игра- отличное средство обучения и развития, используемое для при усвоении любого программного материала.Выготский Л.С. указывал на то, что развитие мышления, практических умений и навыков, коммуникативных отношений, мотивов учения на занятиях и в играх имеет две зоны актуального и ближайшего развития, и являются основой коррекционного обучения. Основываясь на теории Льва Семеновича, я довольно широко использую в своей логопедической работе разнообразные игры и пособия.
Логопеду, в работе с незрячими детьми приходиться учитывать отсутствие зрительных представлений, например, такие категории, как цвет, светотень и т.п., понимаются ими условно.
Поэтому для формирования образной речи у данной категории детей логопед значительно шире старается привлекать слуховые, осязательно-двигательные и другие сохранные представления. Предложенные ниже игры, созданы и адаптированы мною, именно для детей со зрительной депривацией. Но с учетом сохранных анализаторов.