Логопедическая работа с незрячими детьми и взаимосвязь с учебным процессом.


Логопедическая работа с незрячими детьми
и взаимосвязь с учебным процессом.
Слепой ребенок поставлен перед необходимостью чаще, чем это делают зрячие пользоваться развернутой речью. Ученые отмечают, что зрячие обычно сначала знакомятся с предметами и явлениями, а затем узнают их названия. Незрячие часто усваивают большое количество слов, за которыми не стоят конкретные представления. Довольно высокое развитие у слепых «маскирует» наличие неверных конкретных представлений о предметах и явлениях. Образность речи существенно зависит от наличия или отсутствия зрительных представлений. Логопеду, в работе с незрячими детьми приходиться учитывать отсутствие зрительных представлений, например, такие категории, как цвет, светотень и т.п., понимаются ими условно. Поэтому для формирования образной речи у данной категории детей логопед значительно шире старается привлекать слуховые, осязательно-двигательные и другие сохранные представления. Для формирования образной речи и логопед, и учитель начальных классов широко применяют отрывки из художественной литературы. В учебном процессе у незрячих учащихся учитываются все виды речи в единой системе: устная, письменная и внутренняя. Устная речь обычно возникает в непосредственном общении, поэтому велика и многогранна ее организующая роль. Речь помогает ученикам осуществлять анализ и синтез, способствует пониманию и запоминанию материала. В учебной работе незрячие учащиеся используют все виды речи: устная, письменная и внутренняя - используются в единой системе.

Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения специфична.
Предметная и речевая база, создаваемая логопедом , широко используется и совершенствуется на различных коррекционных занятиях .Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности. В основе коррекционного обучения – совместное планирование с использованием дублирования игровой и речевой картотеки.
К речи слепых учеников учителя, да и все окружающие, предъявляют ряд требований с которыми помогает справиться ребенку именно учитель-логопед:
-все звуки должны произноситься правильно
-следует строго соблюдать принятые в русском языке ударения
-речь не должна быть засорена посторонними звуками и словами-паразитами
-также у некоторых слепых детей наблюдается полушепотная речь, у других-избыточно громкая, оба вида отклонений должны быть преодолены
-устная речь должна быть правильной в отношении темпа,поэтому необходимо устранять ее избыточную медлительность или торопливость. Необходимо соблюдение пауз. Тембр голоса бывает приятным и неприятным. Неприятный тембр нужно сгладить.
Необходимо соблюдать логические ударения и интонационную выразительность. Логические ударения уточняют смысл . интонационная выразительность способствует передаче чувств. То, что в предложении и в ряде предложений является главным, произносится громче и медленнее, второстепенное - тише и быстрее. Нельзя говорить слишком громко, однотонно, с одинаковой скоростью, без пауз, так как в этих случаях утрачивается возможность делать логические ударения. Пока слепые отучаются от вредной привычки говорить слишком громко ( что делает голос однотонным ), логические ударения могут быть получены с помощью соответствующих остановок или замедлений.
Не меньшее внимание должно быть обращено и на эмоциональную выразительность голоса. Зрячие дети с первых лет жизни непроизвольно подражают жестам и мимике окружающих их людей. Богатство жеста и мимике в существенной мере определяет эмоциональную выразительность голоса. У слепых она очень бедна, так как их возможности подражать жестам и мимике окружающих ограниченны. Выразительная речь делает мимику лица и жестикуляцию более динамичными. У многих незрячих и ослепших мимика и жестикуляция оказываются достаточно сохранными. У частично зрячих они бывают нарушены в еще меньшей степени. Следует предотвратить появление утрированных жестов и мимики.
В учебной работе со слепыми нужно обязательно использовать современную технику звукозаписи и звукопередачи. Слушая записи, слепые учащиеся овладевают речевыми умениями и навыками.
Не следует забывать и о возможностях, предоставленных радио, телевизором и озвученным кино. Использование телевизора и кино должно происходить с учетом требований охраны зрения. Некоторые ученики должны при этом ограничиваться слуховым восприятием. Использование указанных технических средств может находить сравнительно большое применение.
Следует обратить внимание на то, как слепой держится во время произнесения того или иного речевого материала. Ему нужно объяснить, как следует стоять и сидеть во время разговора, как держать голову, руки и др. Зрячие делают это непроизвольно на основе подражания. Слепые часто допускают отклонения от общепринятого и целесообразного. Они освобождаются от недостатков с трудом. Слепые ученики во время разговора неподвижно стоят и сидят согнувшись, придают голове и рукам нелепое положение или без нужды двигают ими, или слепой общаясь со зрячим вовсе отворачивается т.п. С подобными недостатками надо бороться.