ДОКЛАД «Проблема формирования ценностных ориентаций современных студентов»


Международный образовательный журнал «Педагог»
ДОКЛАД
«Проблема формирования ценностных ориентаций современных студентов»
Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование.
Ян Коменский
Сегодня мало кто усомнится в верности этих слов. А ведь образование ведет за собой развитие общества. В последнее время в наш лексикон прочно вошло понятие «дефицит нравственности». Оно не только ставит своеобразны диагноз современному обществу, но и фиксирует актуальную, социально значимую проблему – зарождение на фоне уничтожения старых авторитетов и кумиров новых, порой случайных и лишенных нравственной сущности общественных ценностей.
Будучи открытой системой, образование в полной мере испытывает на себе влияние окружающей социальной среды. Очевиден и тот факт, что существующее сегодня пренебрежение общества к воспитательной работе усугубляет процесс деформации системы ценностных ориентаций молодежи. В результате мы имеем поколение молодых людей, которых перестали интересовать учебные успехи, знания, духовные ценности, у которых нет идеалов, а такие слова, как «патриотизм», «любовь к Родине», «гражданский долг», вызывают ироничную усмешку.
Низкий уровень развития системы ценностных ориентаций учащихся объясняется тем, что образование не в состоянии в полной мере противостоять пагубному влиянию социума, поскольку не обладает ни содержательной, ни процессуальной стороной подготовки учащихся к освоению ценностей в новых социальных условиях.
В теоретическом же плане проблема ценностных ориентаций изучена достаточно полно. Тем не менее, само понятие до сих пор не имеет однозначно толкования. Следовательно, педагогический аспект обозначенной нами проблемы заключается в поиске, научном обосновании и практическом использовании специальных механизмов трансформации ценностей внешнего мира во внутренние регуляторы нравственного поведения студента.
Ценностные ориентации – это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. Ценностные ориентации разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно – целевого плана, генеральной линией жизни человека.
Итак, ценности современного человека выражают его общую культуру, которая проявляется через способы ориентирования в окружающем мире. То есть, ценностные ориентации – одна из важнейших характеристик личности современного человека, определяющих мотивацию его поведения и оказывающих существенное влияние на все стороны жизнедеятельности. В исследованиях психологов, социологов и педагогов доказано, что ценностные ориентации играют большую роль в жизни и устройстве общества. они представляют собой относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на цели и средства деятельности и тесно взаимосвязаны с самооценкой.
Система и иерархия ценностей меняются у человека в течение жизни, определяя образ, стиль и концепцию жизни. Однако фундамент такой системы ценностных ориентаций у любого человека закладывается в молодые годы.
Какие же ценности лежат в основе поведения, деятельности, образа жизни и развития современного студента?
Наличие необходимой системы ценностей является одним из наиболее важных условий формирования личностного и профессионального самоопределения учащихся. Все это позволяет рассматривать ценности в качестве методологической основы целей воспитания человека. По-видимому, правильно считать, что цели воспитания вторичны по отношению к ценностям… Меняются ценности – меняются нормы – меняются цели воспитания.
Ценностные ориентации молодежи есть не что иное как осознание молодежью, отдельными ее субъектами, всей совокупности предпочитаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых для данной категории моральных и эстетических норм и выбор из них наиболее желаемых. В этом значении ценностные ориентации молодежи отражают интересы и потребности определенных социальных групп, которые сегодня, в свою очередь, определяются современной системой социальных, политических, экономических отношений, сложившихся в российском обществе.
Ориентация студентов на освоение, созидание и реализацию данных ценностей представляет собой сложный и длительный процесс, предполагающий обязательное соблюдение последовательности нескольких формирующих этапов. Первоочередной задачей является диагностика ценностных ориентаций. Именно благодаря ее использованию представляется возможным узнать, что ребенок ценит, считает наиболее важным, к чему стремится, о чем мечтает, каким человеком хочет стать, и на основе этого выработать ориентиры деятельности педагога.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Достоинствами этой методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования.
Респонденту предъявляется список ценностей. Всего их 18. В списке испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Задача – разложить их по степени роста значимости для студента как принципов, которыми он руководствуется в свой жизни. Конечный результат должен отражать истинную позицию. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.
На первое место студенты поставили «здоровье» (физическое и психическое). Второе место занимают такие ценности, как «хорошие и верные друзья», «любовь», «счастливая семейная жизнь». Третье место принадлежит ценностям «материально обеспеченная жизнь», «активная, деятельная жизнь».
Данные показатели свидетельствуют о наибольшей значимости для учащихся ценностей индивидуального, а не социального порядка. В целом, это позитивная тенденция, сложившаяся под влиянием общественного мнения: идейно-политическая сторона перестала играть в нашей стране главенствующую роль, уступив место заботе о личном благополучии человека, его самореализации во всех сферах жизни. Вместе с тем данный факт не может не настораживать, поскольку известно, что снижение авторитета социальных ценностей приводит к нарастанию в обществе форм индивидуализма, цинизма, экстремизма. При этом следует отметить, что среди опрошенных студентов данная тенденция еще не получила динамичного развития. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что вопреки сложившемуся общественному мнению такие индивидуалистические ценности, как «материальное благополучие» и «удовольствие», не занимают главенствующего места, уступая ценностям духовно-нравственного и эстетического свойства.
Таким образом, можно утверждать, что ценностные ориентации респондентов в целом соответствуют гуманистическим представлениям о высоконравственной личности.